Геннадий Айги
поэт
Годы жизни: 1934—2006

Визитная карточка

ВЕРШИНЫ БЕРЕЗ – С ДЕТСТВА
И ДО СИХ ПОР

будто
все то же:

о
затихание – после
шепота
взгляда
и слуха –

(и я забывал это было всю жизнь забывал колыбельную голосом бывшую чтобы всю жизнь вспоминать колыбельную будто безмолвно-первичную духом меня изначально раскрывшую шириться мне обещая свободно без края) –

о
затиханье – (давно уже нет никого):

воздух – в вершинах:

берез


1983


Биография

Родился и вырос в Чувашии. В конце 1950-х – студент Литературного института, был близок к Борису Пастернаку (исключен из института в связи с травлей последнего). Выпустил около десятка стихотворных книг на чувашском языке, антологии французской, польской и венгерской поэзии в переводе на чувашский. С 1960 г. писал только по-русски. Жил в Москве, в 1961-1971 гг. работал в Музее Маяковского. С 1967 г. публиковался за рубежом, сперва в переводах (чешский, словацкий, французский...), с 1970 г. и в эмигрантских изданиях. Первая книга издана в 1975 г. в Мюнхене. С 1988 г. публиковался и в России. Командор Ордена Искусств и Литературы (Франция), лауреат премий имени Андрея Белого, имени Пастернака, имени Петрарки.


Прямая речь

Поэзия дает чувство значительности жизни. Ее конкретности. Вот листва шуршит, потом, у человека глаза сияют, сумерки, или вот эта весенняя погода за окном, она насыщена значительностью, каким-то... ожиданием, она указывает на значительность и серьезность жизни, превышающую нас, которую мы переживаем, не замечая. Мы просто идем в лес, гуляем, смотрим, вот он, мир, поле, дерево, а поэзия дает осмысление этому... Поэзия — это способ или средство, если хотите, коснуться каких-то сущностных вещей в мире.



То, что я делаю, – не верлибр и не свободная поэзия. Она просто без рифм, и поэтому вопрос ритма становится необычайно важным, потому что каждый раз творишь свой собственный ритм. Это не то, что писать четырехстопным ямбом или в любой силлаботонической или тонической системе, которая сама себя ведет. А у меня через каждую строку все меняется. И все должно быть цельно. И тут ритм становится главной силой. Рифмы не нужны, потому что их роль переклички берет на себя нечто совершенно другое. Поэтому задача заключается в построении, и речь идет о новом конструктивном виде. Новый тип конструкции, новый тип построения пространства.



Предложный падеж

Поэзия, как наука, бывает фундаментальная и прикладная. Фундаментальная поэзия сосредоточена на решении своих собственных, творчески-таинственных задач. Поэзия прикладная пользуется стиховой формой для обслуживания задач внеэстетических: политико-публицистических, информационно-описательных, нравственно-проповеднических, религиозных (в узко-церковном смысле слова). Эти два вида поэзии существовали и будут существовать всегда, развиваясь то в споре, то во взаимодействии. Необычность творческого облика Айги обусловлена тем, что у него нет прикладных стихов, этому поэту природно свойственна стопроцентная эстетическая свобода.

Владимир Новиков. Из статьи «Больше чем поэт»


Библиография

Стихи 1954—1971
Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1975.

Отмеченная зима
Собрание стихотворений. — Париж: Синтаксис, 1982. — 624 с.

Здесь
Избранные стихотворения. 1954—1988. — М.: Современник, 1991. — 287 с.

Стихи разных лет. 1955—1989. — М.: Советский писатель, 1992. — 320 с.

Свечи во мгле и несколько песенок
М.: Раритет-537, 1992. — 160 с.

М.: Гилея, 1997. — 112 с.

Чебоксары: Руссика, ЛИК Чувашии, 1998. — 30 с.

Чебоксары: Руссика, ЛИК Чувашии, 1998. — 60 с.

Памяти музыки: К 250-летию со дня рождения Ф.Шуберта
Чебоксары: Руссика, ЛИК Чувашии, 1998. — 52 с.
М.: ОГИ, 2001. — 56 с.

Стихотворения и поэмы. 1966—1998. — М.: ОГИ, 2001. — 112 с.

Мир Сильвии
М.: Издательство "А и Б". 2001. — 40 с.

Разговор на расстоянии
Статьи, эссе, беседы, стихи. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — 304 с.

Поля-двойники
М.: ОГИ, 2006. — 232 с.

Собрание сочинений
Составитель Г.Б. Айги. — Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2009. — 607 с.

Собрание сочинений: В 7 тт.
М.: Гилея, 2010.

Расположение счастья
Реконструкция Наталии Азаровой и Татьяны Грауз. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2014. — 80 с. — Серия "Воздух".






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service