Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Москва

к списку персоналий напечатать
Геннадий Айги перед началом своего выступления в кафе-клубе ''Пироги''. Москва, 14.03.2005.
Геннадий Айги
поэт
21 августа 1934 — 21 февраля 2006

Фото: Дмитрий Кузьмин, 2005

Визитная карточка
ВЕРШИНЫ БЕРЕЗ – С ДЕТСТВА
И ДО СИХ ПОР

будто
все то же:

о
затихание – после
шепота
взгляда
и слуха –

(и я забывал это было всю жизнь забывал колыбельную голосом бывшую чтобы всю жизнь вспоминать колыбельную будто безмолвно-первичную духом меня изначально раскрывшую шириться мне обещая свободно без края) –

о
затиханье – (давно уже нет никого):

воздух – в вершинах:

берез


1983


Биография

Родился и вырос в Чувашии. Окончил Батыревское педагогическое училище, в 1950-х гг. — студент Литературного института, был близок к Борису Пастернаку (исключен из института в связи с травлей последнего, формально «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма»). Первые публикации стихов — на чувашском языке (с 1949 г.; в 1958 г. вышла первая книга). Выпустил около десятка стихотворных книг на чувашском языке, антологии французской, польской и венгерской поэзии в переводе на чувашский. С 1960 г. писал только по-русски. Жил в Москве, в 1961—1971 гг. работал в Государственном музее Маяковского. С 1967 г. публиковался за рубежом, сперва в переводах (чешский, словацкий, французский...), с 1970 г. и в эмигрантских изданиях. Первая книга стихов на русском языке издана в 1975 г. в Мюнхене. С 1987 г. стихи на русском языке публикуются и в России. Удостоен медали памяти Эндре Ади Министерства культуры Венгрии, Народный поэт Чувашской Республики (1994), Командор Ордена Искусств и Литературы (Франция, 1998), лауреат премий имени Поля Дефея Французской академии (1972), имени Андрея Белого (1987), имени Васьлея Митты (1987), Польского ПЕН–клуба (1989), имени Константина Иванова (1989), Международной отметины имени Давида Бурлюка (1990), имени Алексея Крученых (1993), имени Франческо Петрарки (1993), «Золотой венец» (1993), имени Норберта Казера (1996), имени Бориса Пастернака (2000) и др.
Прямая речь

Поэзия дает чувство значительности жизни. Ее конкретности. Вот листва шуршит, потом, у человека глаза сияют, сумерки, или вот эта весенняя погода за окном, она насыщена значительностью, каким-то... ожиданием, она указывает на значительность и серьезность жизни, превышающую нас, которую мы переживаем, не замечая. Мы просто идем в лес, гуляем, смотрим, вот он, мир, поле, дерево, а поэзия дает осмысление этому... Поэзия — это способ или средство, если хотите, коснуться каких-то сущностных вещей в мире.



То, что я делаю, – не верлибр и не свободная поэзия. Она просто без рифм, и поэтому вопрос ритма становится необычайно важным, потому что каждый раз творишь свой собственный ритм. Это не то, что писать четырехстопным ямбом или в любой силлаботонической или тонической системе, которая сама себя ведет. А у меня через каждую строку все меняется. И все должно быть цельно. И тут ритм становится главной силой. Рифмы не нужны, потому что их роль переклички берет на себя нечто совершенно другое. Поэтому задача заключается в построении, и речь идет о новом конструктивном виде. Новый тип конструкции, новый тип построения пространства.

Предложный падеж

Поэзия, как наука, бывает фундаментальная и прикладная. Фундаментальная поэзия сосредоточена на решении своих собственных, творчески-таинственных задач. Поэзия прикладная пользуется стиховой формой для обслуживания задач внеэстетических: политико-публицистических, информационно-описательных, нравственно-проповеднических, религиозных (в узко-церковном смысле слова). Эти два вида поэзии существовали и будут существовать всегда, развиваясь то в споре, то во взаимодействии. Необычность творческого облика Айги обусловлена тем, что у него нет прикладных стихов, этому поэту природно свойственна стопроцентная эстетическая свобода.

Владимир Новиков. Из статьи «Больше чем поэт»
Библиография
Предисловие В. Казака. — Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1975. — 215 с.

Собрание стихотворений. — Париж: Синтаксис, 1982. — 624 с.

Избранные стихотворения. 1954—1988. — М.: Современник, 1991. — 287 с.

Стихи разных лет. 1955—1989. — М.: Советский писатель, 1992. — 320 с.

Свечи во мгле и несколько песенок
М.: Раритет-537, 1992. — 160 с.

Поэзия–как–Молчание: Разрозненные записи к теме
М.: Гилея, 1994.

М.: Гилея, 1997. — 112 с.

Чебоксары: Руссика, ЛИК Чувашии, 1998. — 30 с.

Чебоксары: Руссика, ЛИК Чувашии, 1998. — 60 с.

Памяти музыки: К 250-летию со дня рождения Ф.Шуберта
Чебоксары: Руссика, ЛИК Чувашии, 1998. — 52 с.

М.: ОГИ, 2001. — 56 с.
Стихотворения и поэмы. 1966—1998. — М.: ОГИ, 2001. — 112 с.

Мир Сильвии
М.: Издательство "А и Б". 2001. — 40 с.

Разговор на расстоянии
Статьи, эссе, беседы, стихи. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — 304 с.

Геннадий Айги — Владимир Яковлев: Дружба, творчество, сотворчество
М.: Виртуальная галерея, 2004. — 72 с.

Шупашкар: free poetry, 2005. — 32 с.

Поля-двойники
М.: ОГИ, 2006. — 232 с.

Стихотворения
М.: Радуга, 2008. — 424 с.

Собрание сочинений: В 2 тт.
Составитель Г.Б. Айги. — Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2008-2009. — 560+607 с.

Собрание сочинений: В 7 тт.
М.: Гилея, 2010.

Расположение счастья
Реконструкция Наталии Азаровой и Татьяны Грауз. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2014. — 80 с. — Серия "Воздух".

О нём пишут

Дмитрий Воробьёв

Наталия Азарова

Сергей Завьялов

Сергей Бирюков

Является ли Айги транснациональным поэтом?

Тексты на сайте

Воздух, 2007, №1



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования

Самая низкая цена на настил пола в фургон в Москве у нас! Высокое качество и надежность такого настила приведет вас в восторг! Вы будете довольны нашей работой и доступной ценой.



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service