Москва. Новости

Вечер Василия Бородина в рамках цикла «Они разговаривают»

01.10.2009

        19 сентября в кафе «Ex:Libris» встречей с поэтом Василием Бородиным продолжился цикл литературных вечеров «Они разговаривают». Этот вечер по существу является первым сольным выступлением поэта — ранее его можно было услышать только в рамках некоторых коллективных акций, по преимуществу связанных с инициативами проектов «Полутона» и «Литературная карта России».
        Несмотря на то, что Бородин автор пока только одной поэтической книги «Луч. Парус», вышедшей чуть больше года назад в издательстве «Арго-Риск», литературное сообщество оказалось крайне внимательно к его творчеству и активно реагировало на услышанное — тем более, что в концепции цикла «Они разговаривает» упор сделан именно на коммуникацию автора с аудиторией.
        Василий прочел ряд текстов, знакомых читателям по книге, а также некоторые новые стихи, выполненные в несколько другой манере. Надо отметить, что выбранная поэтом манера исполнения своих произведений сама по себе весьма интересна: Бородин в буквальном смысле пропевает их на некоторый заданный, подчас довольно расхожий мотив, изначально никак не связанный с ритмом самого стихотворения, чем добивается заострения конфликта между навязанной извне звуковой интерпретацией и внутренним устройством текста, которое довольно жестко структурировано и часто вполне традиционно просодически. В контексте этого неудивительно, что основная часть вопросов, заданных аудиторией, так или иначе сводилась к манере исполнения и ее связи с содержанием прозвучавших стихотворений.
        Второй магистральной темой дискуссии стал вопрос, анонсированный одним из модераторов вечера Кириллом Корчагиным, как «тот, на который Василий сам предложил поговорить», а именно: «чем Сапфо лучше Васи»? Дело в том, что фигуру Сапфо Бородин использует как ключ к пониманию отличия современной поэзии от поэзии, условно говоря, классической. Так, если современная поэзия всегда существует не до конца «оформленно», находится в непрерывном становлении, то поэзия классическая (в «высоком» смысле) уже очищена от всего лишнего и воплощена как бы с максимальной степенью полноты. Тем самым, можно говорить, что Бородину представляется благотворным то снятие этических и эстетических противоречий, которое происходит в «классическом» тексте, в отличие от текста актуального, где эти противоречия неизбежно явлены во всей остроте.
        Этот взгляд вызвал бурную реакцию с разных сторон. Данила Давыдов, стоящий за филологическую точность перцепции античного текста, предложил вместо оппозиции «Сапфо — Бородин» оппозицию «Бородин — Твардовский», так как Сапфо, по его словам, личность мифологическая, а жизнь реальной «классики» устроена по несколько иным законам. Дмитрий Кузьмин в пандан заметил, что ставшее в отличие от того, что находится в становлении, лишено живого, так как живое по природе своей может быть только «становящимся», но никак не «ставшим». Однако Бородин ответил на это, что в классическом тексте представлена некоторая вечная жизнь, и ощущение ее присутствия относится к части интуитивного априорного знания и не зависит от условий бытования этих текстов в конкретных исторических условиях.
        Надо отметить, что рассуждения Бородина сами по себе были крайне поэтичны и орнаментальны — передать их содержание в более строгом ключе подчас довольно трудно. По части этого проходит и заявление поэта, что его стихи — это, прежде всего, «стихи для пожилых людей», так как они демонстрируют специфическую «усталость» и инерционность традиционной стихотворной формы, которая постоянно испытывается на прочность вливанием новых смыслов. Но в то же время в своих новых стихотворениях поэт движется в сторону от классической просодии, объясняя это движение, прежде всего, глубинными внутренними причинами и неизбежно связанной с ними исчерпанностью привычных формальных ограничений.
        В дискуссии также приняли участие Андрей Василевский, Евгения Вежлян, Анна Русс и Денис Ларионов.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service