|
|
|
Встреча с писателем Сергеем Соколовским
01.04.2010
|
28 марта в клубе «Апшу» прошёл первый вечер из цикла «Они разговаривают», возобновленного Кириллом Корчагиным при поддержке Александры Володиной после непродолжительного перерыва. Первым гостем в новом сезоне стал прозаик и издатель Сергей Соколовский.
По замыслу Соколовского, вечер имел трёхчастную структуру и был посвящён проблематике преемственности в современной литературе, столь ярко заявленной в недавних дискуссиях (заметки А. Афанасьевой, Л. Костюкова и Д. Кузьмина). В первой части выступления для иллюстрации заявленной темы Соколовский прочёл прозаический отрывок из книги «Опресноки» своего «учителя» Сергея Жаворонкова, с выхода которой в 1993 году и началась деятельность личного издательства Соколовского «Автохтон». Затем был прочитан рассказ Алекса Эпштейна в переводе Линор Горалик, демонстрирующий сходные эстетические установки и призванный поместить прозу самого Соколовского в более широкий контекст.
Вторая часть вечера представляла собой чтение фрагментов из циклов малой прозы разных лет и последовавшую за этим дискуссию. Вновь обращаясь к теме преемственности в литературе, Соколовский усомнился в том, что легитимирующая функция в истории литературы принадлежит какому-либо поколению литераторов или даже конкретным его представителям. По его мнению, здесь действует, скорее, общий культурный механизм признания, который заново воспроизводится в каждом новом поколении. В связи с этим было замечено, что литературная история последних десятилетий представляется процессом непрерывным, а вовсе не дискретным с отдельными вспышками в виде серебряного века, неподцензурной советской поэзии etc. Говоря об истоках собственной прозы (прежде всего, в лице С. Беккета и прочитанной через его призму русской классики), Соколовский упомянул о важности отношений «учитель-ученик», которые могут принимать различные формы и происходить даже при значительной временной и географической дистанции между авторами. Также были названы ближайшие авторы-«собратья» — Линор Горалик и Дмитрия Данилова. В малой прозе XIX века Соколовский выделил тексты Алоизиуса Бертрана и «Озарения» Артюра Рембо.
Отвечая на вопрос о конструктивных принципах, лежащих в основе объединения ряда прозаических фрагментов в единый цикл, Соколовский в первую очередь указал на «метатекстуальные» аспекты — единую тему или просто случайность. А в разговоре о проблемах формы и о роли случайности в построении текста Соколовский сопоставил малую прозу с поэзией в том смысле, что язык малой прозы также оказывается трудоёмким преодолением обыденной речевой практики, как и язык поэзии.
В завершение вечера были прочитаны отрывки из нескольких более пространных повестей, демонстрирующие различный подход к концентрации и развертыванию нарратива в длинных и коротких текстах.
В дискуссии принимали участие Дмитрий Кузьмин, Денис Ларионов, Александр Мурашов, Дина Иванова.
|
|
|
|
|
Фестиваль, объединяющий в одной программе поэтов, мастеров саунд-арта и визуальный ряд, в шестой раз прошёл в Москве в Культурном центре «ДОМ». Его бессменные кураторы, поэт и композитор Павел Жагун и видеохудожник Эльвира Жагун, как всегда пригласили к участию и совсем молодых, и уже хорошо известных авторов.
3 декабря 2013 года не вполне обычный литературный вечер прошёл в Москве: завсегдатаи литературного клуба «Авторник», собиравшегося еженедельно в 1996–2006 гг., решили вспомнить былое и собрались в прежних стенах.
24 сентября по призыву американского поэта и гражданского активиста Майкла Ротенберга по всему миру прошли уличные поэтические чтения под девизом «Сто тысяч поэтов во имя перемен», в ходе которых на разных языках поэты разных стран обратились к согражданам со стихотворным призывом к миру и диалогу. Сообщается, что стихи в рамках акции звучали в 550 городах 95 стран. Россия в этом списке была представлена поэтической встречей в Тургеневском сквере (кафе «Экслибрис»).
С новым сезоном московский литературный клуб-кафе «Экслибрис» открыл и новый цикл вечеров, организованных по тематическому принципу. 2 сентября поэты и прозаики разных поколений собрались для того, чтобы вспомнить школу.
Поэт, эссеист и издатель Максим Амелин представил в клубе «Классики XXI века» масштабный том избранного. Книгу «Гнутая речь» (М.: Б.С.Г.-Пресс, 2011) составили стихи и заметки более чем за полтора десятка лет творчества.
|
|
|
|