Москва. Новости

Минифестиваль саунд-поэзии в Москве

26.02.2008
Андрей Черкасов

        25 января 2008 г. в Зверевском центре современного искусства прошел мини-фестиваль саунд-поэзии «Poesie Sonora», продолжающий линейку мероприятий под общим названием «Лапа Азора». Организаторами фестиваля выступили Евгений В. Харитонов (журнал литературного и художественного авангарда «Другое полушарие») и Сергей Бирюков (Международная академия зауми).
        Собственно фестивальные чтения были предварены небольшой лекцией Сергея Бирюкова, напомнившего о том, что в этом году международному футуризму, если считать от манифеста Маринетти, исполняется сто лет, и приурочил мероприятие к этому юбилею. Лекция была посвящена, в основном, истории мировой саунд-поэзии (Германия, Италия, Франция). Бирюков подчеркнул синтетичность «звучарной поэзии», стирание границ между поэзией и музыкой, поэзией и перфомансом. Бирюков сочувственно процитировал мысль Бернара Айсдика о том, что миссия саунд-поэзии – это «восстановление поэзии в своих правах», завоевание пространства и любой аудитории. Завершилась лекция утверждением о том, что именно Россия сейчас может и должна возродить и продолжить дело авангарда и саунд-поэзии.
        Кроме того, перед началом фестивальных чтений Бирюков объявил об очередном присуждении Академией зауми Отметины имени Давида Бурлюка: в этом году лауреатами стали поэт Наталия Азарова, художник Сергей Лазарев, литературоведы Николай Богомолов и Владимир Новиков.
        В программе чтений наряду саунд-поэзия как таковая не составляла большинства. По замыслу Евгения В. Харитонова порядок выступлений должен был восходить от умеренной «голосовой поэзии», использующей звуковые эффекты лишь как подспорье для семантически самостоятельного текста, к радикальным чисто «звучарным» произведениям, не имеющим или почти не имеющим основы в естественном языке. В действительности эта логика событий не была вполне выдержана, потому что – в отличие от многих западных авторов – никто из участников фестиваля не является исключительно приверженцем саунд-поэзии, так что в творческой практике многих могут сочетаться тексты и выступления разной степени радикализма. В первом, условно «умеренном» блоке выступлений оказались Данилы Давыдова и Дины Гатиной, так или иначе тяготеющие к песне выступления, а также Светы Литвак и Наталии Азаровой; в этом же ряду логично расположилась бы и Анна Альчук, выступавшая позднее. Владимир Герцик, выступивший в жанре «стихи на несуществующем языке» (произвольность звукового состава отчасти компенсировалась регулярным размером, а иногда и сонетной формой), сопроводил выступление комментарием относительно ненужности «актуальной поэзии», заявив, что думать надо о том, что станет классикой «лет через пятьдесят», – а это, вполне возможно, будут именно стихи, «написанные звуками», стихи «прямого действия». Напротив, по мнению Дмитрия Строцева (одного из главных пропагандистов «голосовой поэзии»), интересно «посмотреть на текст как на партитуру», учесть в восприятии и исполнении «обычного» стихотворения звуко-высотные характеристики гласных и т.п.
        Часть фестивальных выступлений носила характер перформанса. Александр Бубнов выступил с игровой стереокомпозицией, автором оригинального текста которой был назван «французский поэт Ив Забытьё»: текст воспроизводился в записи, а Бубнов осуществлял его мимическую и звуковую поддержку. Вера Сажина читала изящные верлибры в сочетании с шаманским пением (носившим иногда иллюстративный характер: озвучивание названного «пения русалок») и звуками инструментов авторской работы. С перформансом выступил также Герман Виноградов, но к саунд-поэзии он вроде бы прямого отношения не имел.
        Сам Сергей Бирюков исполнил на фестивале несколько саунд-композиций с множеством культурных отсылок (звуковое обыгрывание строки Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» и самой фамилии поэта, текст «Онтология французской философии», иронически обыгрывающий фамилии философов) и саунд-ораторию «Стихи для зевающих», вызывающую в памяти книгу Генриха Сапгира «Дыхание ангела».
        В завершение вечера была воспроизведена запись двух произведений – «Гласность» и «Рахат-лукум» – наиболее заметного русского автора саунд-поэзии Валерия Шерстяного, живущего в Германии.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service