Москва. Новости

Фестиваль голосового стиха
26 октября 2007 г., Театр «Практика»

27.10.2007

Театр «Практика» – постоянное место выступлений поэтов, тяготеющих к особому артистизму декламации, так что проведение в его стенах Второго Фестиваля голосового стиха можно считать вполне логичным. «Голосовой стих» – переходное явление между обычной рецитацией и саунд-поэзией: с одной стороны, это не просто чтение вслух, с другой, как подчеркнул в своем вступительном слове один из кураторов фестиваля Данила Давыдов, «здесь принципиален не звук, а слово – представление поэта в качестве живого голоса и бытия».

Два пограничных по отношению к обычному говорению речевых модуса – это пение и крик, и большинство выступлений фестиваля так или иначе обращались к одной из этих возможностей или к обеим сразу. Линию выпевания своих текстов задал выступавший первым Аркадий Штыпель – среди прочитанных им стихотворений были, в частности, «Романс» и «Спиричуэл», да и книга, в состав которой они вошли, так и называется «Стихи для голоса». Дина Гатина назвала свою манеру исполнения «ванным пением»: пение это довольно негромкое и (как в собственной ванной, без посторонних ушей) не смущающееся отклонений от языковой и логической нормы, с передвижками словесного и логического ударения, подчеркиванием звуковой игры и т.д. У Веры Сажиной (ее выступление прозвучало в видеозаписи) пение, наоборот, шаманское, а элементы подлинного облачения сибирского шамана переводят выступление в жанр перформанса. «Кричальную» линию, в которой главное не мелодика, а напор, представляли выступления Данилы Давыдова, Игоря Лёвшина, Валерия Нугатова – не случайно объединенные критическим или протестным месседжем (характерный слоган Нугатова: «Bad News Radio – только плохие новости!»). В ряде выступлений, однако, эти две тенденции так или иначе соединялись – наиболее зримым воплощением этого соединения был дуэт Анны Русс и Геннадия Каневского, в котором Каневский, в основном, читал быстрым рэперским речитативом, а Русс исполняла тот же текст «бэк-вокалом», иной раз выходящим и на первый план. Речитатив, вызывающий ассоциации с рэпом, лег в основу выступлений зарубежных участников фестиваля – грузинских поэтов Шоты Иаташвили и Зураба Ртвелиашвили, читавших только на грузинском языке. Наиболее оригинальные (и наиболее синтетичные) манеры исполнения продемонстрировали Дмитрий Строцев (его голосовой инструментарий включает и своеобразное «заикание», пресечение голоса, и совершенно неожиданное интонирование, и вокализацию вдоха-выдоха, и целый ряд других приемов) и Герман Лукомников, превращающий конкретистские миниатюры (вроде текстов, построенных на конструировании интонационно и содержательно различных высказываний из минимального набора служебных слов: «или или // или / или и и или или или / или // и и и и или или») во впечатляющие риторические оратории.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service