предыдущий текст . Александр Силаев . следующий текст |
Речь при получении премии «Дебют»
|
Пусть и редко, но оттого не менее назойливо звучат для меня – применительно к делу, заведшему нас сюда – такие слова, как «борьба», «конкуренция» и «отбор». Якобы мы, «дебютанты», «конкурировали» друг c другом. А до этого конкурировали еще с кем-то. Но это описание, слишком искажающее суть дела. Не самое ли ценное в каждом – то, чем дополняет мир только он? Не профессия, но различие, возникающее и погибающее вместе с тобой? Возражая Платону, Аристотель выступил не меньшим «социалистом»: люди должны быть равноправны отнюдь не потому, что якобы слишком похожи. Наоборот. Они различаются сильнее, чем кажется сторонникам иерархий. Мы ведь не сравниваем белое с треугольным на предмет того, что теплей. Это качественные различия, и лишь они подлинные. А сравнивая людей, мы можем сравнивать лишь количества. То есть воспринимать людей отчасти не по-людски. Конкурирует лишь очень похожее, которому тесно. Скажем, мафия, или политики, или рабочая сила. Мы слишком непохожи друг на друга, чтобы конкурировать. И это приятно, как всегда приятно видеть Другого, чья уникальность была бы условием твоей собственной. Ну что еще? Наверное, я должен рассказывать о себе? Мой «социальный статус» позволяет не путать его и меня – и я благодарен ему – за возможность его игнорировать. Таким образом, вопрос «кто я?» правомерно подменить более конкретным и менее затруднительным – «что пишу?». Однако этот вопрос парадоксально вторичен по отношению к вопросу «что хотел бы писать?». Даже не «написать», а «писать». Мне важно, что смысл выступает не результатом, а где-то в самом процессе, но я сейчас не о том. Я сейчас, рискуя не только показаться, но и оказаться высокопарным – о лучшей книге. Лучшая книга, по счастью, никогда не будет написана, она подразумевала бы нечеловеческую природу автора. Идеальное не бывает живым, как и живое не может быть идеальным. Однако говорить об идеальной книге не только не бессмысленно, но едва ли не должно. Это как невозможность сверхчеловека, в говорении о котором становится возможным сам человек. Итак, идеальная книга – для Александра Силаева. Вообразите вопрос, ответом на который окажется не повествовательный текст, а целый мир без зла, но не без свободы. Такой мир реально возможен, у меня сейчас нет времени остановиться подробнее на его формуле. Если одной фразой: вообразите, что все средства выражения, от логики до техники и риторики, таковы, что нисколько не подавляют зла, но выступают средствами усиления лишь добра. Это пока не общее место, но оно с претензией на всеобщность. В нем, например, легко бы договорились Федор Достоевский и Мишель Уэльбек. Говоря об идеальной книге, я, конечно, не пытаюсь уподобить ее такому миру или такому вопросу, но – бесконечному комментарию на полях такого вопроса. Бесконечному, поскольку он не имеет в себе причин остановиться когда-либо. Причина всегда внешняя. Например, отпущенное мне время истекает, и я рад возможности не говорить бесконечно...
|
|
|
|
Все персоналии
|
прозаик
Красноярск
|
Родился в 1978 г. Образование высшее экономическое, аспирантура по направлению «социальная философия». Работал политическим обозревателем, преподавал философию, журналистику, историю экономики. Публикуется как прозаик с 1998 г. в журналах «День и ночь», «Пролог», «Стороны света» и др. Лауреат премии им. В.П. Астафьева (2000), премии «Дебют» (2003). Член редколлегии литературного журнала «День и ночь», обозреватель газеты «Вечерний Красноярск». ...
|
О нём пишут
Обзор новых книг, вышедших под эгидой литературной премии «Дебют»
Тексты на сайте
Дебют, 2003
Сайт красноярских писателей «Лист»
Интервью с Ксенией Старосельской
Newslab.ru, 10 июля 2009 года
|
|