Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
Россия

Страны и регионы

Казань

к списку персоналий напечатать
Денис Осокин выступает на своем вечере в клубе ''Авторник''. Москва, 26.03.2002.
Денис Осокин
прозаик, поэт
Родился 14 августа 1977 года

Фото: Дмитрий Кузьмин, 2002

Визитная карточка
У собаки крылья

Мы шли по мосту и оживленно гадали — какие крылья могли бы быть у той или иной собаки:

у немецкой овчарки крылья, как у орла,

у таксы крылья маленькие, она ими часто машет, как утка (такса — утка среди собак),

пудель при полете помогает себе ушами, по бокам у него еще одна пара крыльев — они такие же дурацкие и всклоченные,

у фокстерьера крылья жука, и при полете он единственный не лает, а издает специфическое жужжание,

у мопса крылья — дамские вееры,

у пойнтера эластичные элегантные эллипсы,

у болонок — розовый язычок и глаз не видно, крылья болонок — два аккуратных сочня с творогом,

борзые летают — девушки сходят с ума, и крылья у борзых, как у архангелов на полотнах итальянских возрожденцев,

лайки и шпицы имеют невидимые крылья — слишком долго жили они среди колдунов,

нетрудно представить, как может летать бульдог — отчаянно машет едва заметными кругляшами и все норовит оттолкнуться от какой-нибудь другой летящей рядом собаки, собаки не ворчат, они любят бульдога — мы решили, что бульдогу надо бы пропеллер,

а спаниель переворачивается в воздухе с живота на спину, он сам себе пропеллер, и крылья ему не нужны.

Мост был длинный, прогревшийся за день, и собаки с нашими крыльями летали над ним.



Биография

Родился в Казани. Учился в Варшавском университете на факультете психологии, закончил филологический факультет Казанского университета, защищает диссертацию на кафедре фольклора Сыктывкарского университета. Работал в Казани на телевидении (в т.ч. над документальными фильмами о традиционной культуре народов Поволжья), руководил Центром русского фольклора. Проза и стихи публиковались в журналах и альманахах «Знамя», «Октябрь», «Вавилон», «Улов» и др. Первая книга вышла в 2003 году. Премия «Дебют» в номинации «малая проза» (2001), премия фестиваля «Кинотавр» за лучший сценарий (2013, фильм «Небесные жёны луговых мари»), премия Андрея Белого (2013).
Прямая речь

Я занимаюсь глубоко личным художественным исследованием мира и никого не пытаюсь ни в чем убедить. Постоянно делиться своими художественными открытиями, безусловно, очень хочется — но не спорить. Кому мои книжки нравятся — души этих людей мне родственны. Кому не нравится то, что я пишу, — это чуждые души. Однако ставить человеку минус я позволяю себе лишь в одном случае: когда первой реакцией на прочтение моей литературы является вопрос: почему вы пишете без заглавных букв? Для меня это оскорбление чудовищным непониманием. Ведь графика — последнее в перечне необходимого...

Предложный падеж

В книге Осокина сплавляются эротические, некротические и мистические мотивы. Сам автор пишет в предисловии: «предложенная литература делится надвое – примитивизм и литература для мертвых». По сути дела, и то, и другое есть в каждой осокинской мини-книге. Если примитивизм здесь – это «неостранение», восприятие чудесного как обыденного, то «литература для мертвых», напротив, остранение, предание знакомым предметам и явлениям трансцендентных черт.

Данила Давыдов. Монологи и маски


Понятно, что важнейшим источником, вдохновляющим и питающим Осокина, является фольклор. Однако под рукой Дениса устное-народное творчество делается совершенно авторским высказыванием самого высокого полёта. Происходит что-то непонятное, непонятое, щелчок, и коллективное бессознательное выливается в прозу мастера и эстета с орхидеей в петлице.

Дмитрий Бавильский. Между собакой и волком


Мир, созданный Осокиным, слишком необычен. Его атомы - зеркала, какие-то дрожащие и подлые российские образы, а затем - очень искренние, яркие, порой неприятные, вуайеристские эротические фантазии в стиле ретро. Каждый из рассказов - живой и поэтически емкий слепок вздымающейся волнами порномассы, распадающейся на брызги и вновь собирающейся в ладно выстроенную иерархию подросткового бытия.

Библиография
Барышни то́поля
М.: Новое литературное обозрение, 2003. — 483 с. — Soft Wave

Овсянки
М.: КоЛибри, 2011. — 624 с. — Серия «Уроки русского»
Небесные жёны луговых мари
М.: Эксмо-Пресс, 2013. — 432 с.

Огородные пугала с ноября по март
М.: АСТ, 2019. — 528 с. — Extra-текст

О нём пишут

Что такое «Арт-резиденция» и что там делает писатель Денис Осокин
Алексей Яблоков

Денис Осокин. Овсянки. — М.: КоЛибри, 2011. (Серия «Уроки русского»)
Анна Наринская

Интервью с Денисом Осокиным

Soft wave. — М: Новое литературное обозрение
Андрей Урицкий

Интервью с Денисом Осокиным

Тексты на сайте

Игорь Тишин, Эдуард Учаров, Николай Артюшкин, Анна Русс, Денис Осокин
Воздух, 2019, №39

Воздух, 2014, №4

Юбилейный, десятый год существования стал для «Билингвы» последним
Новая газета— № 80, 24 июля 2013

Сергей Соколовский, Андрей Левкин, Александр Ильянен, Марина Бувайло, Софья Купряшина, Дмитрий Дейч, Дмитрий Данилов, Алексей Цветков-младший, Павел Лемберский, Марина Вишневецкая, Денис Осокин
Воздух, 2012, №3-4

Воздух, 2010, №2



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service