 |
Сандро Мокша
поэт
1952 1996
|
|
Визитная карточка
|
ЭЛЕКТРОПОП (1987)
Поднял ракетный полк оркестр региональный бревенчатый грибок растёт по диагоналям огня костёр стерильный саднящий золотняк Конармию конёк всемирную сгоняет Коньячный лорд лодыгами воняет И поп Гапон с ковригой не ко времени среди дивизии бредёт...
И принялся секретный ход копать я, но слева помешала слепая попадья и выпустила жало, и зеленика ржала, воспетая в боях.
|
Биография
Настоящее имя — Александр Шмаков. Родился в Иркутске, с 1967 года жил в Свердловске. Работал на Свердловском заводе электроавтоматики, в типографии газеты «Уральский рабочий». Писать стихи начал в 1980-е. В 1985 году создал неформальный творческий клуб «Кульбит». Публиковался в журналах «Несвоевременные записки», «Урал», в антологии «Современная уральская поэзия» (т. I) и самиздате, в частности, в журнале «Часы». В декабре 1996 года пропал без вести. 10 мая 1997 года тело поэта было найдено в лесу висящим на дереве на проволоке в ватнике и валенках. Уголовного расследования не проводилось, поэтому вопрос об обстоятельствах смерти остался открытым.
|
Предложный падеж
Поэтика Мокши, очевидно, во многом обусловлена влияниями русского авангарда, в первую очередь, Велимира Хлебникова и поэтов группы Обэриу. И важны Мокше в русском авангарде, как мы думаем, даже не сами языковые игры, наличие которых для него данность, присутствующая в языке, а возможность максимально быстрого перемещения в пространстве и времени текста. <...> Если же обратить внимание на устройство стихотворений Мокши, то заметно, что ни одно из слов не дает возможности для его однозначного толкования: всегда есть центральное значение, около которого находятся еще несколько дополнительных, не позволяющих смыслу устояться. Связки слов в текстах Мокши устроены так, что почти никогда нет возможности произвести окончательную дешифровку. Надо сказать, что стихотворения Мокши удивительно разнообразны, по вобранным в них реалиям настоящего, будущего и прошедшего. Таинственный вектор "Пе" уживается здесь с "сандинисткой Ниной", велосипедистом, волевыми слепцами, золотыми ноготочками, а также неким Леонтием, выскочившим, как чертик из шкатулки (отметим, что сим выскакиванием его функции и исчерпываются). Рядом в случайном стихотворении оказываются атрибуты чань буддизма, назарет, дьявол, чернец, конфетка "кис-кис", полковая мелодия и т.д.
|
Библиография |
Фрагменты
Пермь: Арабеск, 1993. — 61 с.
|
Папка волшебств
Сост. Р. М. Комадей. — М.: Гилея, 2015. — 185 с.
|
|