Сергей Беляков
критик, филолог
Родился в 1976 году

Визитная карточка

В наши дни мейнстрим «серьезной» прозы захвачен не слишком искусными, но зато внятными «новыми реалистами». Времена левкинского «Родника», где печатались Петр Вайль и Александр Генис, Виталий Кальпиди и Лев Рубинштейн, давно прошли. Но русский постмодернизм хоронить рано, отрицать влияние метаметафоризма и даже концептуализма на современную литературу нелепо. И все-таки творчество Андрея Левкина вписывается в контекст не столько русской (вечно догоняющей), сколько западной цивилизации. Девальвация христианских и гуманистических ценностей началась еще в XIX веке (вспомним хотя бы Бодлера), а после Первой мировой сюрреалисты и дадаисты — с той самой спокойной, интеллигентной, воистину левкинской интонацией — прочитали западному миру приговор. В 60-е постмодернизм пришел на давно вспаханную почву. Пали последние идеалы, исчезла грань между добродетелью и грехом, кощунством и нормой. Только не думайте, будто здесь есть хоть что-то новое. Первым постмодернистским произведением была «Война мышей и лягушек», замечательная пародия на «Илиаду», написанная уже в эпоху упадка античной культуры, спустя тысячу лет после Гомера, где Ахиллеса заменил мышонок Блюдолиз, а Менелая — Хлебогрыз. У нас время «Илиады» еще не закончилось, авторы наших «Мышей и лягушек» пришли слишком рано. Их время — будущее, будем надеяться, далекое.



Биография

Окончил исторический факультет и аспирантуру Уральского государственного университета, кандидат исторических наук. Старший преподаватель, затем — доцент кафедры регионоведения Гуманитарного университета (2006—2014). Литературный сотрудник (2003), позднее — заместитель главного редактора журнала «Урал» (2005 по настоящее время). В литературных журналах начал печататься с 2000 года. Статьи и рецензии публиковались в журналах «Вопросы истории», «Вопросы литературы», «Знамя», «Континент», «Новый мир», «Октябрь», «Урал», «Уральский исторический вестник», а также в печатных и электронных СМИ: «Литературная газета», «Литературная Россия», «Взгляд», «Частный корреспондент», «Свободная пресса», «Русский европеец». Член Союза писателей России (2006) и Союза журналистов (2009). Лауреат премии журнала «Урал» (2002), Всероссийской литературной премии имени П.П. Бажова (2004), премии журнала «Новый мир» (2005), Горьковской литературной премии (2010), премии им. Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству (2012), премии Губернатора Свердловской области (2013), Национальной литературной премии «Большая книга» (2013).


Прямая речь

История находится на границе изящной словесности и науки. Многие историки, к сожалению, не хотят этого замечать, а потому пишут скучно. Когда я работаю над книгой или статьей и вижу, что у меня не получается писать увлекательно, то понимаю: работа не удалась. Даже если оригинальна постановка вопроса и безупречна аргументация.

Из интервью журналу «Историческая экспертиза», № 3(16)/2018


Предложный падеж

В начале этого года мне подарили книгу почти в восемьсот страниц, но я прочел ее не отрываясь. И причиной тут не только то, что с героем повествования я в течение двенадцати лет состоял в близких отношениях, но и то, что автор проявляет редкую осведомленность и тщательность в подборе материала. В скольких же архивах пришлось ему заниматься изысканиями, сколько разнообразных публикаций изучить (я весьма благодарен Белякову за то, что он часто цитирует и мои мемуары)! Но главное достоинство книги в том, что автор не идеализирует своего героя, он вполне объективен в оценке Льва Гумилева и как человека, и как ученого.


Библиография

Усташи: между фашизмом и этническим национализмом
Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. — 320 с.

Гумилев сын Гумилева
М.: АСТ, 2012. — 797 с.
Тень Мазепы: Украинская нация в эпоху Гоголя
М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 768 с.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service