Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Челябинск

Новости напечатать
InВерсия: как это было в Челябинске

06.10.2016
Если бы не низкая облачность, то, подлетая к Челябинску, я мог бы увидеть примерно то же, что видят другие подлетающие: город сверху напоминает диагональный (андреевский) крест. Головой условного Святого при этом служит металлургический комбинат. А вот на пересечении перекладин, на берегу реки Миасс, практически в географическом центре города, расположено здание, напоминающее модернистскую крепость — башни и переходы, туф и стекло, подземное пространство и ступенчатый спуск к реке. Крепость это здание, построенное в начале 2000-х, напоминает не зря — когда-то именно тут, при основании города, действительно стояли укрепления. Это Исторический музей Южного Урала, ранее — Краеведческий. Он же — главная площадка проходящего второй год подряд под эгидой музея Фестиваля современного искусства «Дебаркадер». Он же — единственная площадка проходившего впервые в рамках «Дебаркадера» поэтического фестиваля InВерсия.

«Дебаркадер» задуман и реализуется как фестиваль синтеза: мультижанровый, не чуждый эксперимента и культурной провокации, активно привлекающий молодых художников, фотографов, актеров и музыкантов. Такой же получилась и InВерсия. В фестивале приняли участие 57 поэтов: в основном, молодые авторы Уральского региона из Челябинска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского. Но, помимо них, были и авторы «с именем»: уральцы Александр Петрушкин, Янис Грантс, Ирина Аргутина, Александр Самойлов, Наталия Санникова, Константин Рубинский, Наталья Рубинская, Евгения Изварина, Екатерина Симонова, Елена Баянгулова, Александр Маниченко, Сергей Ивкин, Елена Оболикшта, Владислав Семенцул, Руслан Комадей, Артем Быков, Константин Комаров, Инна Домрачева; Андрей Пермяков из Владимирской области; Андрей Черкасов, Екатерина Соколова, Геннадий Каневский, Дана Курская и Лев Оборин (заочно) из Москвы, Изяслав Винтерман из Иерусалима. Научное филологическое сообщество представляли д.ф.н. Татьяна Семьян из ЮУрГУ и к.ф.н. Юлия Подлубнова из УрФУ. Последняя выступала еще и от сообщества музейщиков как заведующая филиалом Музея «Литературная жизнь Урала XX века».

Изначально в качестве «фишки» нового фестиваля было заявлено несколько синтетических программ, которые и состоялись, не без блеска, замечу. Конечно, традиционные чтения тоже были: программу молодой поэзии курировали Роман Япишин и Евгений Синицкий, и там было привычное чтение стихов по очереди (и выступили, на мой взгляд, несколько многообещающих авторов). Были и лекции: Андрей Пермяков поведал публике о русской поэзии Китая, а Юлия Подлубнова — об опыте медленного аналитического чтения одного стихотворения Екатерины Симоновой. Было и то, что на конференциях и симпозиумах называется Panel Discussion, а в данном случае стало живым воплощением Интернет-проекта The Question (идея — Лев Оборин): ответы поэтов, критиков и филологов на вопросы публики. Был и поэтический слэм, курируемый Даной Курской и Константином Рубинским, причем слэм необычный, где авторы читали не собственные поэтические подборки, а стихи друг друга, доставшиеся по жребию, а публика оценивала как исполнительское мастерство чтеца, так и содержание текстов авторства совсем другого человека. (Победителями слэма стали поэты Илья Ненко, Руслан Комадей и Янис Грантс).

Но все же – о синтезе.

Поэзию и фотографию соединил проект «Проявитель», придуманный известным фотографом и одновременно директором музея-организатора Владимиром Богдановским (куратор — Екатерина Соколова). В нем несколько челябинских фотографов — Александр Глебов, Сергей Жатков, Анастасия Чикановская, Анатолий Донейко, Влад Михель, Галина Большакова, Дмитрий Курицын, Евгений Асхадулин, Ирина Катаева, Марина Шумакова, Наталья Шитякова — предоставили поэтам по одному своему снимку, а поэты фотографам — по одному поэтическому тексту. Через сутки фотографы должны были представить снимки, выполненные на основе полученных стихов, а поэты — стихотворения, созданные по мотивам фотографий. За судьбу этого проекта волновались многие, начиная с кураторов: не секрет, что фестивальные вечера порой проходят довольно бурно, и иные сомневались, смогут ли поэты и фотографы выполнить задание. Смогли! Более того — на стихотворение одной из самых юных участниц фестиваля, 17-летней Галины Колгановой, написанное ею, к слову, в возрасте 15 лет, известный челябинский фотограф Сергей Жатков сделал целую серию прекрасных фотографий.

Синтезу поэзии и музыки был посвящен проект «НешУмы» (куратор Наталия Санникова). За месяц до фестиваля поэты прислали организаторам несколько своих текстов и — кусочек шума или произвольную звуковую последовательность, записанные ими и поставленные в соответствие текстам. За этот месяц челябинские и екатеринбургские музыканты и саунд-дизайнеры Алексей Русских, Вадим Лазарев, Данила Матросов, Марина Бушмелева, Артем Маркин и Юлия Дойкина создали на основе присланного шума музыкально-звуковые коллажи, а на фестивале все это превратилось в музыкально-поэтическое действо, во время которого поэты читали под созданную композиторами музыку. К этому проекту примыкала презентация книги избранных стихов московского поэта Геннадия Каневского, прошедшая под флейтовые пассажи екатеринбургского композитора-электронщика и авангардного музыканта Данилы Матросова. Помимо нее публике презентовали новые книги поэт и культуртрегер из Кыштыма Александр Петрушкин и иерусалимский поэт Изяслав Винтерман, но эти два автора обошлись без музыки, уповая на музыкальность собственных текстов.

Презентация Каневского открывалась буктрейлером — рекламным роликом книги — смонтированным известным московским поэтом Михаилом Квадратовым. И этот факт подводит нас к еще одному синтезу — поэзии и кино. Открывал фестиваль показ документального фильма «На дне города», снятого Аленой Тремазовой и Анной Батуриной и посвященного молодой поэзии Екатеринбурга. Фильм представили публике сами авторы, а в зале при этом находились некоторые из его героев.

И, наконец — синтез поэзии и изобразительного искусства. За это направление на фестивале отвечал уроженец Челябинска, московский поэт и медиахудожник Андрей Черкасов. Сначала желавшие попробовать себя в графических фантазиях дорисовывали схематически-неполные иллюстрации к изданной в 1956 году «Энциклопедии домашнего хозяйства» — любимому уже несколько лет предмету черкасовских штудий и экспериментов, а затем состоялась блэкаут-сессия: действо, во время которого из имеющегося текста путем вычеркивания слов и предложений создается новый текст, с совсем иным, подчас — парадоксальным, смыслом.

Завершался трехдневный фестиваль ярким аккордом из трех событий.

Первым была цепочка презентаций новых книг екатеринбуржцев Артема Быкова, Константина Комарова и Сергея Ивкина. Затем, на финальных чтениях, каждый участник фестиваля прочел два своих стихотворения и один поэтический текст другого автора по собственному выбору — так организаторы закольцевали действо, чья литературная часть начиналась с «чужого» слэма.

И, наконец, уже вечером последнего фестивального дня произошло событие по-настоящему легендарное. Вновь собрался и дал в музейном подвале единственный безумный концерт, полный эксцентрики, электрических искр, манифестов и танцев вокруг своей оси управляемый Львом Гутовским легендарный «Передвижной оркестр майора Брауна» — сайд-проект знаменитого в 90-е Нового Художественного Ансамбля (НХА).

Трудно припомнить литературный фестиваль, который начинался бы так мощно, как началась InВерсия. Остается поблагодарить его организаторов Наталию Санникову и Константина Рубинского, помогавших им со стороны музея Виталину Силину, Дениса Кузнецова, Николая Бойко и Анастасию Ивановскую, арт-директора галереи современного искусства OkNo Светлану Шляпникову и директора Государственного исторического музея Южного Урала Владимира Богдановского, без которых ничего этого не состоялось бы.

И, конечно, пожелать фестивалю долгой и успешной жизни!


Геннадий Каневский

Новости

rss

InВерсия: как это было в Челябинске

16-18 сентября в Государственном историческом музее Южного Урала прошёл первый поэтический фестиваль InВерсия.
06.10.2016 / далее

"На достаточных основаниях: молодые поэты Челябинска"

18 февраля в Челябинской академии культуры и искусств прошла презентация книги "На достаточных основаниях". В ней собраны стихи 15 челябинских поэтов из "поколения двадцатилетних".
23.02.2013 / далее

Выступление нижнетагильских поэтов в библиотеке им. Пушкина

1 декабря в челябинской центральной библиотеке имени Пушкина прошёл вечер поэзии Екатерины Симоновой и Елены Баянгуловой.
16.12.2012 / далее

Две презентации: альманах "Графит" и "Тонкий журнал"

Одна за другой в Челябинске прошли презентации двух новых литературных изданий – альманаха «Графит» (Тольятти) и «Тонкого журнала» (Москва).
24.04.2012 / далее

Презентация третьего тома Антологии современной уральской поэзии в Челябинской областной универсальной научной библиотеке

28 ноября 2011 года в Челябинской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация третьего тома Антологии современной уральской поэзии. Она открыла череду «веерных» презентаций, которые пройдут во многих челябинских библиотеках.
03.12.2011 / далее

Архив новостей

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки
Региональный куратор:
Андрей Черкасов

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service