|
|
|
 |
Шамшад Абдуллаев
поэт, прозаик, эссеист
1 ноября 1957 23 октября 2024
Фото: Дмитрий Кузьмин, 2001
|
|
Визитная карточка
|
РОМАН
Тварь без прочных чувств. Так лучше. На белой веранде, засиженной мухами, она держит венозную бечевку под утро в левой руке и думает о зряшном искрении минут (покамест мужчина рассуждает с другом ни о чем), ведь он боится жить, и пальцы пеклись о покое, распуская нить за нитью, будто стерлись стигматы после терпких имен. Рутинная топь выросла на пути его, но медлит зной, и мы закопали мертвых. Он счастлив, когда пуст, и пьет чай, озирая с балкона гниющий простор, и беседует с гостем, хотя внутри обоих сверлит: "сегодня ли, завтра?" У них всякая женщина вместо могилы на время. Он смеется, вглядываясь в мужском лицедействе в снимки охотничьих псов, разметающих мирно песочный помол в солнечной пене. Кто уцелевший? Потом. Без пользы качнулся базилик, и множится летняя мощь от бликующих ваз.
|
Биография
Родился в Фергане. Окончил филологический факультет Ферганского педагогического института. Работал в издательстве «Ёш гвардия» (Ташкент) и в сценарной мастерской киностудии «Узбекфильм», возглавлял киноклуб в Фергане. Публиковался с 1978 года как эссеист и переводчик. В 1988 году составил напечатанный в Ташкенте альманах «Молодость» с произведениями Д. А. Пригова, А. Парщикова, А. Драгомощенко и др. В 1991—1995 годах заведовал отделом поэзии журнала «Звезда Востока», определяя нацеленность издания на диалог культур, модернистское письмо западных и новейших русских авторов. Лидер «ферганской школы» русской поэзии (Хамдам Закиров, Даниил Кислов, Ольга Гребенникова и др.). Премия Андрея Белого (1994), Русская премия (2006 — первой степени, 2013 — второй степени), стипендия DAAD (2010), премия-стипендия Фонда Иосифа Бродского (2015). Премия «Глобус» журнала «Знамя» и ВГБИЛ за произведение, способствующее сближению народов и культур (1998, за эссеистику).
|
Прямая речь
Пока единственно честной структурой, провоцирующей нас открыто и "на равных" вести диалог с окружающей действительностью, мне представляется верлибр, такой многообразный, дробящийся, непредсказуемый. В тексте-верлибре мы соприкасаемся с чем-то таким, что, в сущности, и не требует понимания, а лишь спокойствия и терпимости, какие мы проявляем чаще к повседневным событиям и деталям физической реальности. Есть вещи абсолютно непонятные, но они воздействуют на тебя значительно сильнее, чем те предметы и явления, которые ты способен уловить и осмыслить. (Вот чрезвычайно любопытный пример, уточняющий мою мысль: в своей книге, изданной за рубежом, Андрей Тарковский вспоминает письмо простой женщины, работницы фабрики; она писала ему: "...я не в силах объяснить фильм "Зеркало", так как я живу внутри этой картины".) Такое непрерывное колебание между двумя крайностями, между эмоциональной определенностью и логической неразгаданностью, между ясностью, доступностью выразительных языковых средств и темнотой, непроницаемостью содержания, позволяет поэту достичь редкого напряжения и эффектности образа. Причем желательно, чтобы подобный союз двух вроде бы несоединимых тенденций встречался – в период работы над стихотворением – на всех участках творческого процесса, начиная с личности самого автора (как считал Элиот, поэт в наши дни отличается тем, что он "примитивнее и одновременно цивилизованнее, чем его современники") до интонационного решения, в котором слиты в единую, нескончаемую вибрацию эпический простор и тихий интимизм. Другое важное качество, сообщающее стихотворению неожиданную достоверность и сиюминутность, – это открытость изображения; я имею в виду отсутствие какой-либо одинаковой знаковости (кроме той, ускользающей, что заложена в самой жизни) или системы символов, пусть даже санкционированных традицией и укоренившихся в читательском восприятии.
|
Предложный падеж
Деперсонализация оказывается неизбежным следствием атлетического отношения к вещам и явлениям, которое демонстрирует в стихотворении “Приближение окраин” Шамшад Абдуллаев. Фрагменты реальности и даже абстрактные культурные коды предстают обретающими тело, уплотненными, не затронутыми сознанием. Они единичны, неопределенны и выглядят не до конца воплотившимися. Наблюдатель, чье сознание пребывает “на стороне вещей”, ощущает становление предметов. Он проникает в область предсуществования вещей, которая не имеет ничего общего с платоновским царством идей. Это первозданная энергия, лежащая в основе мира, концентрированная пустота, чистая атмосфера, напряженное звучащее молчание. Вещь для Шамшада Абдуллаева оказывается формой пустоты, своего рода обросшим плотью вакуумом. Пустота рождает одну форму за другой, пребывая в них и претерпевая непредсказуемые метаморфозы. Рассказы Абдуллаева — не внешнее действие, но пребывание — на площади, на берегу реки, за столом, у постели. Неподвижность — проклятие, но и возможность пристального взгляда. Безразличие освобождает «от поступков для виду, от послушания и страха... Остается благодарить воздух за ниспосланные нам скуку и столбняк, умеряющие личные претензии и причуды». Почувствовать покой как до предела сжатую пружину. Обострить восприятие каждого объекта, каждого движения. «Напряжение и глубь достигаются небрежной замедленностью, задержкой на побочной детали». Четкость каждого предмета при вязкости речи. «Внизу, в ста шагах от мужчин, алели сарай, конюшня и фермерский дом, прямые и замкнутые, прописанные четко и врозь невидимой кистью, как три чашки, сдвинутые в сторону после долгого завтрака: свет». Детали очень точны, но общий взгляд отстранен, и в результате появляется ощущение ирреальности происходящего, точнее, происходящее существует, но имеет значение воспоминания или сна.
|
Библиография |
Окраина
Ташкент: Ёш гвардия, 1987. — В конволюте.
Предисл. В. Кондратьева. — СПб.: Митин журнал — Северо-Запад, 1992. — 36 с.
СПб.: Митин журнал — Ривьера, 1997. — 46 с.
Рассказы, эссе. — СПб.: Борей-Арт, 2000. — 250 с.
Предисл. А. Скидана. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — 144 с. — Серия «Поэзия русской диаспоры».
М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2012. — 152 с. — Серия «Воздух. Малая проза»
|
Приближение окраин
Стихи. Эссе. — Предисл. А. Уланова. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 160 с.
Перед местностью
Стихи. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2017. — 108 с. — (Книжный проект журнала «Воздух»
Другой юг
Проза. — М.: Носорог, 2020. — 240 с.
Монотонность предместья
Стихи. — М.: ОГИ, 2023. — 109 с. — (Поэтическая серия журнала «Флаги»)
Перечень
Эссе. — М.: Носорог, 2023. — 192 с.
|
|
|
 |
 |
О нём пишут
Кирилл Корчагин
Александр Чанцев
Поэтика зазора в текстах Ш. Абдуллаева, А. Драгомощенко, А. Уланова
Галина Заломкина
Галина Заломкина
Шамшад Абдуллаев. Припоминающееся место. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2012.
Галина Ермошина
Дмитрий Бавильский
Проза, которая вглядывается в необязательные события
Александр Уланов
«Поэзия и местность» Ш. Абдуллаева
Константин Зацепин
Шамшад Абдуллаев. Медленное лето
Андрей Цуканов
Поэзия русской диаспоры. - М.: НЛО
Мария Галина
Предисловие к книге Шамшада Абдуллаева «Неподвижная поверхность»
Александр Скидан
Рецензии на книги Шамшада Абдуллаева, Андрея Полякова и Сергея Магида
Данила Давыдов
Александр Уланов
Андрей Аствацатуров
Тексты на сайте
Воздух, 2024, №43
В память об Олеге Юрьеве
Воздух, 2019, №39
М. Айзенберг, М. Галина, А. Беляков, Ш. Абдуллаев, С. Соловьёв, Х. Ольшванг, Ф. Сваровский, А. Сен-Сеньков, Г. Геннис, В. Бородин, С. Тимофеев, В. Богомяков, Л. Юсупова, С. Могилёва, Д. Григорьев
Воздух, 2018, №37
Алексей Порвин, Анна Глазова, Валерий Шубинский, Николай Кононов, Павел Банников, Артём Верле, Екатерина Симонова, Шамшад Абдуллаев, Анастасия Романова, Виталий Лехциер, Наталия Санникова, Иван Соколов, Демьян Кудрявцев, Гали-Дана Зингер
Воздух, 2018, №36
Цветков, Григорьев, Симонов, Шубинский, Шваб, Амелин, Уланов, П. Банников, Горбунова, Абдуллаев, Данилов, Скидан, Львовский, Лёвшин, Азарова, Суслова
Воздух, 2017, №2-3
Штыпель, Ровинский, Сваровский, Веденяпин, Суслова, В. Банников, Беляков, Разумов, Галина, Горбунова, Лёвшин, Юсупова, Милорава, Е. Глазова, Скидан, Серенко, Васякина, Василевский, Абдуллаев, Андрукович, Сдобнов, Соловьёв
Воздух, 2017, №1
Воздух, 2016, №3-4
Воздух, 2016, №1
Воздух, 2015, №1-2
Воздух, 2014, №1
Воздух, 2011, №4
Александр Скидан, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Александр Уланов, Кирилл Корчагин, Денис Ларионов, Анна Глазова, Шамшад Абдуллаев
Воздух, 2011, №2-3
Воздух, 2010, №4
Воздух, 2009, №1-2
Воздух, 2008, №4
Воздух, 2008, №1
Воздух, 2007, №4
Памяти Александра Гольдштейна
Критическая Масса— 2006, № 3
Воздух, 2007, №2
Воздух, 2007, №1
Освобождённый Улисс, Современная русская поэзия за пределами России
Воздух, 2006, №2
Воздух, 2006, №2
|
|