Наум Коржавин
поэт, прозаик, драматург
Родился в 1925 году

Биография

Родился в 1925 году в Киеве. Был исключен из школы «из-за конфликта с директором». В 1944 г. преехал в Москву, со второй попытки (1945) поступил в Литературный институт им. М. Горького. В 1947 г. Был арестован, около восьми месяцев он провёл в изоляторе министерства госбезопасности и в Институте им. Сербского. В результате был осуждён постановлением Особого Совещания (ОСО) при МГБ и приговорен к ссылке по статьям Уголовного кодекса 58-1 и 7-35 — как социально опасный элемент. Осенью 1948 г. был выслан в Сибирь, около трёх лет провёл в деревне Чумаково. С 1951 по 1954 г. продолжал отбывать ссылку уже в Караганде. В этот период закончил горный техникум и в 1953 г. получил диплом штейгера.

В 1954 г. после амнистии получил возможность и вернулся в Москву. В 1956 г. был реабилитирован. Восстановился в Литературном институте и окончил его в 1959 г.

Первая значительная подборка стихов появилась в 1961 в «Тарусских страницах». В 1963 вышел сборник «Годы» (стихи 1941-61 под редакцией Е.Винокурова). Многие стихотворения поэта ходили в списках, издавались в Самиздате. В 1967 пьеса «Однажды в двадцатом» была поставлена в Театре им. К.Станиславского. В 1966-67 участвовал в движении прогрессивной интеллигенции в защиту Даниэля и Синявского, затем Галанского и Гинзбурга. После этого его, как и всех «подписантов», перестали печатать. В 1973 подал заявление на выезд из страны, объявив причину: «нехватка воздуха для жизни». Уезжает в США, в Бостон. Входит в редакцию журнала «Континент». Много выступает в американских университетах.


Прямая речь

Литература и должна быть литературой — но она не может питаться одной литературой и жить исключительно литературными интересами. Ибо ее главная задача — добывать гармонию из наличной жизненной ситуации. Поэтому распространенная в начале 90-х многоумная фраза, что «теперь, после того как разрешена общественная мысль, литература может вернуться к самой себе, к своим собственным задачам» — не то что не верна, а просто от начала до конца лишена содержания. Звучит гордо, но произносящий ее не смог бы объяснить, что он имеет в виду. Уже несколько тысячелетий человеческая мысль бьется над определением сущности и задач искусства в его взаимосвязи с бытием, а этим все это, оказывается, известно изначально, только одна проблема есть — освободиться от лишнего.



Библиография

Времена
Избранное. – Frankfurt а M.: Посев, Cop. 1976. – 386 с.

Сплетения
Стихи. – Frankfurt a M.: Посев, Cop. 1981. – 250 с.

Письмо в Москву
Стихи и поэмы. – М.: Журнал «Огонек», 1991. – 29 с.

Время дано
Стихи и поэмы. – М.: Художественная литература, 1992. – 319 с.
К себе
Стихотворения. – М.: ЭКСМО, 2000. – 381 с.

В защиту банальных истин
М.: Московская школа политических исследований, 2003. – 790 с.

В соблазнах кровавой эпохи
Воспоминания. – В 2 книгах. – М.: Захаров, 2005. – 750 с.

На скосе века
Стихи и поэмы / Предисл. Ст. Рассадина. - М.: Время, 2008. — 624 с. (Поэтическая библиотека).






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service