Визитная карточка
МАШУК
Вначале просто били наудачу, а к вечеру устроили раздачу – под каждым камнем – горец и боец, ночной тархун и утренний чебрец. Владелец скал, чья родина – темница, боится спать, но и не спать – боится, где Терек полоумный шевелит форель прозрачную и бархатный гранит.
Здесь муэдзин с азартом замполита поносит тех, чья борода обрита, на Грузию вещает из-за туч, и голос его грозен и тягуч. Ночной чебрец и утренний тархун. Вершины гор как пирамиды шхун, медведи в спину целят из двустволок. Барашек нежен, но в груди – осколок.
Посмотрим на дивизию с небес и прогуляем этот гудермес, как в детстве – анемию физкультуры. Ни белые, ни черные фигуры в такую осень не сдаются в плен. С блуждающей улыбкою чечен качнется, как Мартынов на дуэли. Оправа треснула, но стекла уцелели.
|
Биография
Родился в Харькове. В 1985 г. поступил в Московский государственный педагогический институт, затем служил в армии. С 1991 г. в Дании, живет в Копенгагене. Публикации в журналах "Соло", "Вавилон", "Крещатик" и др. Шорт-лист премии Андрея Белого (2005).
|
Предложный падеж
Случай Арсения Ровинского представляет нам в кристаллически чистом виде автора-одиночку, который никогда не был связан ни с какими литературными группами, а с 1991 года живет в Дании, где, естественно, не существует никаких институций русской литературы. Ровинский дебютировал в печати четырьмя стихотворениями в журнале “Соло” (1997. Вып. 20), а в фокус внимания профессионалов попал годом позже на сетевом литературном конкурсе “Тенета”, где удостоился специального приза члена жюри Михаила Айзенберга; конкурсная подборка текстов легла в основу небольшой книжки “Собирательные образы”, вышедшей в 1999 году в издательстве “АРГО-РИСК”. Читая Ровинского, невозможно сделать никаких предположений о его месте жительства — во всяком случае, Дания не просто ни разу не упоминается в этих стихах, но даже не отражается в них какими-либо мало-мальски локализуемыми приметами, оказываясь этакой идеальной заграницей, материализованным “нигде”. Такой специфический топос при постоянном обращении к геополитическим темам (если выразиться плакатно — к судьбам России) дает особую оптику — взгляд как будто сверху, с высоты птичьего полета. Но при этом Ровинский всякий раз так или иначе делает решительный жест по вписыванию лирического субъекта в картину исторической драмы или катастрофы "Extra dry" – это прежде всего, конечно, характеристика создаваемого Ровинским поэтического мира. [...] Главная его особенность – сосуществование и взаимный переход мертвого в живое, а живого в мертвое, например, благодаря химическим средствам, хотя бы упомянутому в первом стихотворении сборника керосину (который у Мандельштама, в противоположность заглавию книги Ровинского, имеет отнюдь не "сухой", а "сладкий" запах), лечению электрошоком, с помощью свечей и вина, которые инициируют коммуникацию с представителями потустороннего мира. Ключевую роль в этих метаморфозах играет любого рода движение – особенно медленное и плавное, пересечение границ (зачастую оно оказывается вполне сказочно-пропповским переходом из мира живых в мир мертвых или, наоборот, отказом от такого перехода)
|
Библиография
|
М.: АРГО-РИСК; Тверь: KOLONNA Publications, 1999. — 28 с.
М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 120 с.
Все сразу
Л.Шваб, Ф.Сваровский, А.Ровинский. — Стихи. — М.: Новое издательство, 2008. — 168 с.
Зимние Олимпийские игры
/ Предисл. Д. Кузьмина. — М.: Изд-во «Икар», 2008. — 84 с. — (Art-con-Text).
|
М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2013. — 88 с.
Незабвенная
М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 152 с.
Козы Валенсии
Харьков: kntxt, 2019. — 40 с. — (Книжная серия журнала «Контекст»)
27 вымышленных поэтов в переводах автора
Екб.: Кабинетный ученый, 2021. — 78 с. — Серия «InВерсия»
|
|