Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Весь мир

Страны и регионы

Австралия

к списку персоналий напечатать
Татьяна Бонч-Осмоловская
Татьяна Бонч-Осмоловская
филолог, прозаик, поэт, переводчик, литературтрегер
Родилась в 1963 году

Фото: Елена Чинахова

Визитная карточка
        Верблюд — самое крупное животное Австралии. На просторах австралийского континента верблюд встречается чрезвычайно редко, чему несказанно рады все остальные его обитатели.
        Практически уже долгое время верблюд существует в одном, единственном и неповторимом, экземпляре. Экземпляр этот родился в эпоху королевы Елизаветы, возмужал при королеве Виктории, и с тех пор все продолжает расти.
        В молодые годы верблюд принимал посильное участие в освоении Австралии, невозмутимо пережевывая остатки позавчерашнего завтрака и вдумчиво изучая процесс построения новой жизни под вечно-голубым небом зеленого континента. Когда ему надоедала беготня внизу, верблюд, изгибая длинную пушистую шею, опускался до одного с уровня с суетливыми строителями и извергал им на головы галлоны тщательно пережеванной пищи.
        Однако с тех времен миновали века, пропорционально размеру тела вырос и ум верблюда, что неизбежно привело к возрастанию самооценки, категорическому отказу содействовать в эксплуатации человеком и полному переосмыслению прошлого сотрудничества. Теперь верблюд существует самостоятельно, ограничивая общение с человеком краткими, но запоминающимися визитами.

Из цикла «Бестиарий»


Биография

Родилась в Симферополе. Закончила Московский физико-технический институт (1987) и французский университетский колледж (2001). Работала в Объединённом институте ядерных иследований (Дубна), издательствах «Мастер», «Свента», «Грантъ». Кандидат филологических наук (диссертация «“Сто тысяч миллиардов стихотворений” Раймона Кено в контексте литературы эксперимента», РГГУ, 2003). Член исполнительного комитета International Symmetry Association (ISA). Автор учебного курса комбинаторной литературы (гуманитарный факультет МФТИ). Публиковала прозу, стихи, визуальную поэзию, статьи, переводы французской литературы. Организатор Первого австралийского фестиваля русской литературы «Антиподы».
Из рецензий на книгу "Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней"

Бонч-Осмоловская дерзнула создать ни более ни менее как периодическую таблицу литературных форм наподобие менделеевской. То есть в полном и окончательном смысле поверить гармонию алгеброй. В результате возникла разветвленная типология произведений, в основе которых лежат разные математические закономерности: комбинаторные формы (от палиндромов до литературных, музыкальных и даже философских «конструкторов»!), разного рода последовательности (от акростихов и традиционных твердых строфических форм стиха до так называемых «текстов с разветвлениями»), стремление к пределу (от моностихов до языков программирования).
<...> И все-таки самое главное в книге не это: перед нами чередой проходят попытки самой литературы щупать, осознать собственные границы, после чего совсем по-другому начинаешь читать и понимать обыкновенную, «линейную» литературу.
Юрий Орлицкий. Новая алгебра гармонии // «Новый Мир» 2009, №12


Книга Бонч-Осмоловской, на мой взгляд, как раз и вызвана к жизни обстоятельствами сугубо современными. История европейской поэзии от Античности до наших дней буквально насыщена открытиями различных приемов, поисками адекватной формы, различного рода усложнениями и изощрениями. В определенные отрезки времени подобные формы и их поиск актуализируются, а когда-то они затухают. Сейчас именно такой период обострения формальных поисков. Разумеется, слово “формальный” не содержит никакого негативного оттенка, который ему всячески старались придать сторонники якобы “жизненных польз” от поэзии. И вот в нашей российской ситуации должен был появиться человек, способный представить весь спектр “литературы формальных ограничений” в мировом масштабе.
Сергей Бирюков. Обзоры и рецензии // «Вопросы литературы» 2010, №2


Бонч-Осмоловская справедливо подчеркивает, что одной из основ литературы формальных ограничений является понимание произведения искусства как отражения мировой гармонии, меры, числа. Вера в мир как порядок и единство. Сейчас гармония мира представляется гораздо более сложной, чем математически выразимое… Если эта гармония вообще существует.
Александр Уланов. Новые книги // «НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» 2010, №103
Библиография
День рождения
Сборник новелл. М.: Свента, 1998. (Под именем Татьяна Васильева)

Мартовские мозаики
Роман. М.: Грантъ, 2002. 254 с. (Под именем Татьяна Васильева)

Раймон Кено. Сто тысяч миллиардов стихотворений
Пер. с франц. - М.: Грантъ, 2002. 32 с.
Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней
Самара: Бахрах-М, 2009. 560 с.

Занимательная риторика Раймона Кено
М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 256 с. (В соавторстве с С.Фединым, С.Орловым)

Идти легко.
Сборник рассказов. Stosvet Press, 2011. 206 с.

Тексты на сайте

Декабрь 2014 — апрель 2015
Воздух, 2015, №1-2

Русская литература в Австралии
Знамя— 2008, №6



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2024 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service