Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
Новаторская лжепьеса в псевдостихах (трагикомедия)
Сергей Антипин, 2003 г.р.
[эпиграф]

Он истину в молчании таил, и ты молчишь, когда читаешь книгу, что истину в молчании таит.
_____________________


• Записи из личного дневника лорда
Аугенбли́ка Эфемерно́ва
на последнее число:

«Жизнь – внезапно: ты пришёл – как?
ты уйдёшь – как? и куда денется происходящее, залитое между
этими двумя действиями?
а мимолётное «до»
и нескончаемое «после»? –
туда,
куда они всё равно не вместятся?
Уймись (!) в реке – умылся, сказав:
рождение и смерть – равносильны. против них мы – бессильны.
Однако Басы как ораторы – сильны.
но гитарные дисканты сказали б точней...»

• Дальше идут: посмертный автопортрет-аппликация; попытки записать свой голос на бумагу – не получилось, поэтому ему пришлось описать его такой ремаркой: «как хурма вяжущий
узкое пространство в тёплый носок
тонкими спицами голосовых связок; бархатный», – какие-то каракули, женские обнажённые фигуры
и, наконец, совет живому, то есть прошлому, себе:

«...Весь плач горький (до того, что почти алкогольный)
в горло лей. проводи чрез себя,
фильтруй. затем выводи золотом как светлым пивом фильтрованным
на снегу недостающую букву «у» –
"_бейся, как только силы иссякнут,
об матрас" –
недоправду сказали раз, – а ты,
спустя столько лет,
до сих пор думаешь, что
это чему-то поможет?
поэтому каждый божий день на нём,
по ошибке, просто –
до поры до времени –
спишь. будто в горле комом стоишь.
Всего лишь...

А вообще, по себе судя:
беда была серьёзна –
в своём преувеличении»

• следом завещание, эпитафия-эпитафии, росчерк, завершение…

*

Молод был и горд он, когда сердце –
в коем ищешь отражение –
себе разбил безвозвратно,
вонзив кинжал, преисполненный Этим, таинственным, блестящим, однократным;
тогда расчётливо отлетевший осколок поранил душу, мирно плавая
бумажным корабликом на её поверхности. после чего и смерть
(уже и жизни зябко без неё!)
стала казаться тёплым пледом
в зимнюю стужу,
хотя ей справедливо планировалось, –
всегда источать холод
и истончать всё, что может согреть.
а тут такое;

Уж если начали о ней, так
она. она наступила в металле.


а бедные люди, что раньше остальных встают
утром, дабы воспеть молитву едой,
тем страшным утром
сыпали в кашу соль, точно подчёркивая этим настроение будня.

а воробьи сыпались вишней на шершавую землю, рисковали: была она шершава как кошачий язык;
но почему-то не с вишнёвого дерева, а с ветками вытянутых колыбельных
трепещущего (по-матерински) клёна, пусть не он
их взрастил, хотя спорно;
таким образом
фальсифицировали
массовое самоубийство, смекнув
в чём дело, – дело в (а/э)ффекте.
как обычно, не было сочувствующих, хотя один ребёнок, годов трёх, прищурившись, испуганно вскрикнул;
но были соучаствующие: щебень, например, им подражал – округлялся; вытягивался; летал: – поднимешь – кинешь – а он упадёт и не разобьётся, – тоже мошенник.

а ветер разнузданно проникал в щель
между половым порогом и сексуальной стройной дверью,
всеми занысканную, особенно ключом.
и лобызал каждому ноги, как бы оправдываясь, показывая свою
покорную скромность.

а внутриутробно(?)образованный новорождённый
Зажжённый
Фитиль
в этот момент
вдруг, искрясь, слёзно завопил:
«почему именно сейчас мне пришлось случиться?!»
и,
в безысходности и отчаянии,
присосался к материнской груди,
желая пьяным напиться.

а бесцветная копия неба купалась в луже под прозрачным тентом изо льда,
неподвижно тая́ к недостижимому оригиналу одинокой ракушкой на ровном дне зависть,
отражая в себе лишь его
поверхностную глубину, и медленно та́я под стопой солнца,
которое будто бы пыталось скрыть любые улики своего существования.
поверхностно. наступив.
испепеляя.

а метель упрямо заваливала снегом дорогу тому, что должен был
в любом случае явиться – Конец,
а этот сам рассчитывал
на продолжительность пути, отсроченность,
чтобы сделать своё незаметное пришествие
более значимым, чем просто миг.
и в протяжённости растяжимой секунды, уносящейся за несчётное количество лиг, сокрывал свою очевидность, раздробленную единицей того, что как-то вдруг вылезло из тёмно-слепой пещеры небытия на свет, проснувшись ото сна, создавшего его и определившего в скелет.


а та единственная, что способна с ним поспорить в отстаивании бесконечности – пыль – безмолвно витала в облаках, намереваясь так пролетать бесконечно,
ведь, должно статься,
из-за её бездумного от всего отрешения всеобщее
мгновение свернулось в себя,
в вечность,
не сумев разрешиться, не найдя
завершения.



В общем, то утро, значимое вручённой дали золотой медалью, на которой,
вместо однёрки по центру,
незримое, но ощутимое «восход»,
для него наступило, как усиленная тишина после громкого звука – обязательно
и тяжело; неожиданно шумно.
Он лежал на оттоманке в позе
разбойничьего атамана, –
эго своё ядром выкатывая на обозрение осаждаемому городу,
тяжело и обязательно (пока) шумно-дыша,
богатым внутренним миром,
таким же, как у раздавленного мандарина
с большим количеством косточек,
источая фимиамы
тысячи вянущих роз...(тут ещё скорбных
сто точек)...
в пагубный для цветения мороз..


открылось раной окно. от которого хлопья снега на замену дремлющим векам, или двум медным монетам, опускались на его
отнюдь не сомкнутые глаза. чёрные, как глубокая яма.



и именно тогда повеса в своём повиновении,
искавший в свободное от дел время, —
там, где столовые приборы блеском предупреждают жареную курицу, словно проститутку: «дамочка, вас хотят употребить!» (видимо, на кухне), — пять отличий табурета от себя,
сидя на четвереньках подобострастной покорности у хозяйского стола, – то был высокопоставленный слуга, —
выронив поднос чопорной сдержанности, вскрикнул,
испугался, словно в темноте наткнулся на кактус, когда
взгляд его господина как игла среди ткани пространства скроил прямую линию между забытым «вчера» и
непридуманным «завтра».
а на губах помада вечности,
в них же по основанию – закольцованный
и. пресловутый (чтоб он сдох!) конец,
а в груди кинжал, веткой к стволу
тела вросший (он тому терновый/лавровый венец).


.Слуга. Отламывает ветку от ствола, недоуменно осматривает.
и громко произносит, глядя в сторону оргий (там ветер крепким сквозняком показывает свою эрекцию, насилует до скрипучих стенаний межкомнатную дверь – туда-сюда, – хлоп! вроде
кончил. своё занятие, и опять. по-новой, ненасытный…):

– Зачем, зачем вы разбили его?!

.тот. глядя на святой (не свой ли?) образ
в углу, где трюмо,
отвечает дремотно:

– У всех же одно: смотришь в зеркало, а там мозаика, чем-то неведомым собранная – самообразованное лицо
и тело, и в самообразованной голове самообразующиеся мысли
мошкарой распространяются.
Всего лишь привязанное ощущение формируется в тебя, колеблет воздух самопроизвольным дыханием, морганием, сердцебиением, другим движением,
а ты думаешь,
что всё сам контролируешь. Дурак.
ты
можешь лишь только быть нулём монокля,
через его линзу наблюдать за происходящим и, возможно,
передаваться воздушно-капельным путём... –
после разгорячённой опахалом волнения речи, послышался звук, похожий на тление. но печи
в той комнате не было.

*

– Что с ним? доктор, скажите, он будет жить?
.как ржавое шило в бархатную игольницу – слова, сказанные в ответ инфантильной господской жене:
– Он умер. умер от остановки сердца...
.страшнее крика нет, чем резкий переход на шёпот:
– Как?! мой муж... он же был так молод…

И горд.

а тут как раз кстати вечер к столу подстелился однотонной клеёнкой, траурной, поминальной, – закат
съеденной яичницей символично иссяк
в желудке горизонта, за ним –
кутья из звёзд. похоронное безмолвие.
Конец и тут нас поджидал.
Естественно, недолго.

Отзывы экспертов

Лжепьеса Сергея Антипина на первый взгляд отсылает к прошумевшему в прошлом десятилетии течению нового эпоса, а на второй, ещё более первый, — к тому, что было источником этого нового эпоса — к жанрам романтической баллады и поэмы, к романтизму вообще. В самом имени лорда Аугенблика Эфемерного — и Байрон, и Гёте, и Василий Жуковский. И всё-таки немецкого в этом, наверное, больше всего — не без кокетливой тяжеловесности печаль, меланхолия, философствование. И здесь больше обречённости, трагического смирения, чем борьбы и вызова — перед нами не Каин, не Дон Жуан, а тот чей плач — горький, почти что алкогольный. Это романтизм скорее Гофмана и его же романтический герой, а значит и до модернизма — один шаг. И эту связь романтизма и модернизма Сергей Антипин не интеллектуально обозначает, а чувствует как художник, оттого и пьеса его — подчёркнуто в (нео)модернистком ключе новаторская. Романтизм и тем более наследующий ему модернизм только могут показаться закрытыми, на самом деле они не исчерпаны и не исчерпаемы, и Сергей Антипин смог найти в них то, что позволяет ему делать собственные, уже совершенно сегодняшние, открытия:
Дальше идут: посмертный автопортрет-аппликация; попытки записать свой голос на бумагу — не получилось, поэтому ему пришлось описать его такой ремаркой: «как хурма вяжущий
узкое пространство в тёплый носок
тонкими спицами голосовых связок; бархатный», — какие-то каракули, женские обнажённые фигуры
и, наконец, совет живому, то есть прошлому, себе
28.04.2021

Эксперты

Участники

Денис Ларионов поэт
Клин
Поэт. Родился в 1986 году в Клину. Закончил Тверской медицинский колледж. Работал в «Макдоналдсе». В настоящее время студент Клинского филиала Российского государственного социального университета, факультет психологии.
подробнее


Елена Корнева поэт
Москва
Родилась в Москве в 1985 году. Закончила МГПУ. Работает учителем. Публиковалась в «Девушке с веслом» (№7). Живет в Москве.
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service