|
|
|
|
Александр Скидан
поэт, прозаик, эссеист, критик
Родился 29 декабря 1965 года
Фото: Дмитрий Кузьмин, 2003
|
|
Биография
Родился в Ленинграде, с 1985 по 2002 гг. работал в котельной, с 2009 г. заведует отделом практики (современной литературы) в журнале "Новое литературное обозрение". Автор нескольких книг стихов и эссеистики, переводов на русский язык современной философии и американской поэзии. Лауреат Тургеневского Фестиваля малой прозы (Москва, 1998). Переводил на русский язык современную американскую поэзию. Лауреат Премии Андрея Белого (2006, за книгу стихов "Красное смещение").
|
Прямая речь
У разных стихов разная гинекология. Есть те, что и впрямь «текут», под диктовку автоматического, подозреваю, письма (что не исключает последующего искусственного кормления); есть те, что выхаживаются, вынашиваются, ворочаются в подкорке в ожидании какого-то удара извне, толчка, вроде перемены освещения или ландшафта; и есть те [среди них «Схолии», «Частичные объекты» и «Большое стекло»), которые я писал из садомазохистского (аналитического) удовольствия, разлагая поэзию на элементарные частицы (речевые акты, междометия, тропы]. Своего рода эксперимент, позволяющий проследить, как сознательные манипуляции порождают бессознательные эффекты, и наоборот. Дезавуировать технику стихосложения, показать, как поэзия сделана, но изнутри самой поэтической формы, извлекая, так сказать, поэзию из ее же обломков. Из интервью
|
Предложный падеж
Скидан как-то оговаривается об «абсолютной ценности провала», осознанной Витгенштейном. В другом месте он прекрасно угадывает в текстах Батая, как тот «сознательно ищет поражения, идет на то, чтобы предстать посрамленным». Но сам автор всем текстом, всем тоном, всей интонацией демонстрирует именно абсолютную неготовность к провалу, к срыву, к неудаче. Нет, поражение, конечно, возможно, даже неизбежно, поражение метафизическое, сколь угодно глубокое и фундаментальное, именно о нем нам настойчиво и несколько навязчиво на все лады твердят - но не киркегоровское, постыдное; да, сигнификационный, языковой крах, но не падение, перечеркивающее, обесценивающее все, тобою сделанное, уничтожающее твое прошлое, то есть совершающее то единственное, что и богам недоступно (что, собственно, и составляет в данном случае единственное утешение). Понятное дело, автор принадлежит к поколению «преодолевших экзистенциализм»… Анатолий Барзах Искусство поэзии занимается заговариванием, поэтому для пишущего оно важнее смерти (да и жизни, заметим в скобках), но оно же пропитано смертью, и всякий, кто возьмет на себя труд внимательно перечесть хотя бы часть написанного (пересмотреть снятое, нарисованное и т.д.) до него, как это делает Скидан, рискует найти тому подтверждение. Поэтому автора интересует только мифология трагедии, и повторно читаются им те культурные явления, природа которых по-настоящему связана со смертью: мифология кино. <…> Интонация же — совершенно сухая. Ощущение — сухой спирт: высокая концентрация взрывоопасного вещества в небольшом объеме. Меланхолическая, безразличная интонация переводчика с русского на русский. Постиндустриальный пейзаж, урбанистические детали, выжженная земля, где слишком много безжалостного света. Переводчик англо-американской поэзии, знаток и толкователь обэриутов (в частности, самого мрачного и эзотерического из них, Введенского), любитель психоанализа в его французском варианте, — Скидан, безусловно, не только человек эпохи постмодерна, он его денди, потому что стиль ПМ понимается им абсолютно строго. Елена Фанайлова Мир как декорация (не случайно появляется столь декоративно-театральный художник, как Климт). Ритуальные жесты, осознаваемые именно как нечто демонстративное, за которым ничего нет - ритуал для ритуала. Ежедневный трагический спектакль, в котором Скидан и актер, и зритель, и театровед. Непосредственный контакт с таким миром невозможен. Человек смотрит на все так, будто собирается снимать об этом кино. Позиция Скидана - постоянное уклонение, а не встреча. Александр Уланов
|
Библиография |
Стихи. — СПб.: Митин журнал, 1993. — 64 с.
Эссе. — СПб.: Митин журнал, 1995.
Стихи. — М.: АРГО-РИСК, 1998. — 40 с.
СПб.: Борей-Арт, 2001. — 234 с. — Серия: "Версия письма"
М.: АРГО-РИСК, Тверь: Kolonna Publications, 2005. — 79 с.
|
Расторжение
М.: Центр современной литературы, 2010. — 222 с. — (Академический проект «Русского Гулливера»).
Сумма поэтики
М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 296 с.
Тезисы к политизации искусства и другие тексты
Предисл. К. Чухров. — [СПб.]: Транслит, [2014]. — 64 с. — (*démarche. Теоретическая серия альманаха «Транслит»)
Membra disjecta
СПб.: Издательство Ивана Лимбаха; Книжные мастерские, 2016. — 212 с.
|
|
|
|
|
О нём пишут
Рецензия на книгу Александра Скидана «Красное смещение»
Артемий Магун
Дмитрий Голынко-Вольфсон
Часть вторая
Часть первая
Интервью с Александром Скиданом о его романе «Путеводитель по N»
Рецензия на книгу А. Скидана «В повторном чтении»
Елена Фанайлова
Александр Уланов
Анатолий Барзах
Андрей Левкин
Интервью с Александром Скиданом
Тексты на сайте
Цветков, Григорьев, Симонов, Шубинский, Шваб, Амелин, Уланов, П. Банников, Горбунова, Абдуллаев, Данилов, Скидан, Львовский, Лёвшин, Азарова, Суслова
Воздух, 2017, №2-3
Штыпель, Ровинский, Сваровский, Веденяпин, Суслова, В. Банников, Беляков, Разумов, Галина, Горбунова, Лёвшин, Юсупова, Милорава, Е. Глазова, Скидан, Серенко, Васякина, Василевский, Абдуллаев, Андрукович, Сдобнов, Соловьёв
Воздух, 2017, №1
Глеб Симонов, Виталий Лехциер, Ян Выговский, Алла Горбунова, Никита Сунгатов, Илья Кукулин, Александр Скидан, Артём Верле, Пётр Разумов, Владимир Богомяков
Воздух, 2016, №1
Борис Херсонский, Григорий Кружков, Александр Скидан, Аркадий Штыпель, Дмитрий Веденяпин, Дарья Суховей, Андрей Родионов, Станислав Львовский, Марианна Гейде, Мария Галина
Воздух, 2014, №2-3
М. Гейде, Н. Горбаневская, Н. Кононов, Г. Кружков, П. Барскова, В. Кальпиди, В. Богомяков, А. Уланов, А. Скидан, Ст. Львовский, А. Тавров, В. Аристов, Н. Сафонов, Е. Суслова, Т. Щербина, Б. Кенжеев
Воздух, 2013, №3-4
Николай Кононов, Максим Амелин, Василий Чепелев, Сергей Сдобнов, Аркадий Штыпель, Виталий Пуханов, Наталия Черных, Виктор Iванiв, Денис Ларионов, Массимо Маурицио, Виталий Лехциер, Александр Скидан
Воздух, 2013, №1-2
Воздух, 2011, №2-3
Александр Скидан, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Александр Уланов, Кирилл Корчагин, Денис Ларионов, Анна Глазова, Шамшад Абдуллаев
Воздух, 2011, №2-3
Алёша Прокопьев, Григорий Кружков, Борис Херсонский, Анастасия Афанасьева, Игорь Белов, Лев Оборин, Анастасия Векшина, Александр Уланов, Станислав Львовский, Александр Скидан
Воздух, 2011, №1
Н. Горбаневская, И. Жуков, В. Месяц, А. Скидан, Е. Сунцова, А. Родионов, Н. Черных, М. Галина, В. Бородин, С. Завьялов, Д. Веденяпин, А. Штыпель, А. Уланов, Д. Строцев, О. Юрьев, Г.-Д. Зингер
Воздух, 2010, №3
Воздух, 2008, №4
Рецензия на книгу Аркадия Драгомощенко «Сумма поэтики»
Русский журнал— 16 января 2001 г.
Александр Иличевский, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Аркадий Драгомощенко, Александр Скидан, Антон Очиров, Татьяна Щербина
Воздух, 2009, №1-2
Воздух, 2008, №4
Об Аркадии Драгомощенко
Сопротивление поэзии— СПб.: Борей-Арт, 2001
Жуков И. Язык Пантагрюэля: Четвертая книга стихов. — М.: АРГО-РИСК; Книжное обозрение, 2007.
Новое литературное обозрение— №91, 2008
Воздух, 2008, №1
О стихах Сергея Завьялова
Знамя— 1999, №2
Предисловие к книге Шамшада Абдуллаева «Неподвижная поверхность»
Неподвижная поверхность— М.: Новое литературное обозрение, 2003.
О Владимире Эрле
Русский журнал— 21.06.2000
Александр Скидан выстраивает генеалогию жизнетворчества Лимонова
Критическая масса— 2005, №1
Предисловие к книге Сергея Завьялова «Мелика»
Мелика— М.: Новое литературное обозрение, 2003
О стихах Сергея Завьялова
Изыскания и эссе— СПб.: Борей-Арт, 2001
Речь о Сергее Спирихине при вручении Премии Андрея Белого
Премия Андрея Белого
Русский Журнал— 28 декабря 1999
Новая Русская Книга— 2002, №1
Критическая Масса— 2004, №1
Критическая Масса— 2003, №1
Рецензия на книгу: Елена Шварц. Сочинения: В 2 т. СПб.: Пушкинский фонд, 2002
Новое литературное обозрение— 2003, №60
Заметки об «Анне Ахматовой в 1960-е годы» Романа Тименчика
Новое литературное обозрение— 2006, № 79
О Борисе Кудрякове
Критическая Масса— 2004, №2
Новая русская книга— 2001, №2
Критическая масса— 2006, №3
Интервью с Виктором Соснорой
Критическая масса— 2006, №3
О книге Андрея Левкина "Междуцарствие"
Русский журнал— 26 августа 1999
Воздух, 2007, №3
Воздух, 2007, №2
Воздух, 2006, №3
Воздух, 2006, №2
Воздух, 2006, №1
Новости
05.05.2012
20.06.2009
28.11.2008
15.05.2008
01.04.2008
|
|