Валерий Попов
прозаик
Родился в 1939 году

Визитная карточка

        Мы трое, Леха, Дзыня и я, шли по улице. Было тихо, только мычали голуби, будто кто-то тер мокрой губкой по стеклу. Из парадной далеко впереди показался человек с тазом горячей воды. Из таза валил пар. Человек пересек улицу и скрылся в доме напротив.
        Мы пришли на вокзал. В вагоне электрички было свободно.
        Постояв, электричка тронулась.
        Потом мы с грохотом проехали мост. Вдруг в вагон вбежал человек.
        — Опасность! — закричал он. — Опасность! Мы идем по одному пути со встречным!
        С этим криком он пробежал дальше. А мы посидели молча, потом сощурили глаза и увидели, как по проходу вагона, деловито сопя, идет маленький встречный поезд высотой со спичечный коробок.
        Два правила у нас было тогда: "Все, что можно придумать, можно и сделать!" и второе: "Нет ничего такого, чего нельзя было бы сделать за час!"
        Потом помню только: мы лежим на каком-то причале, голыми спинами на шершавых горячих досках, закрыв глаза, время от времени чувствуя через доски быстрые дребезжащие удары пяток. Потом доски выпрямляются, пауза... Несколько ледяных капель шлепается на живот, кожа живота блаженно вздрагивает.
        Говорят, каждый день укорачивает жизнь. Не знаю. Такой день, может, и удлиняет!

Из повести «Жизнь удалась»


Биография

Родился в Казани, с 1946 г. живёт в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт и Всесоюзный институт кинематографии (как сценарист). Начинал в самиздате как поэт. Публикуется с 1963 г., первая книга в 1969 г. В советский период был известен, главным образом, как автор книг для детей и подростков. Лауреат премии "Северная Пальмира" (1998), премии И.П. Белкина (2003) и других. Председатель Союза писателей Санкт-Петербурга.


Прямая речь

Я думаю, гротеск - лучшая форма литературы. Еще Пруст сказал: "От всей литературы в веках остается только гротеск". Это самый простой способ человеческие слезы превратить в смех. В литературе, особенно русской, принято бесконечно страдать. А можно одним словом все перевернуть, и люди улыбнутся. Я всегда хорошо чувствовал стремление русского человека к диковинам, чуду. Наверное, это у нас в крови из-за нашей беспросветной истории. Ведь и сказки наши все такие диковинные и с хорошим концом. А у Андерсена все лучшие сказки - грустные, хотя жили всегда датчане дай Бог каждому. Так что для России гротеск - жанр самый подходящий.



Предложный падеж

«Южный», теплый полюс питерской смеховой культуры — это гедонистическое остроумие Валерия Попова (не случайно его первая книга называлась «Южнее, чем прежде», а лучшая из его книг — «Две поездки в Москву»; этот писатель сочетает причастность к питерскому контексту с тяготением к земному и житейскому «московскому» мироощущению).



Валерий Попов — самый типичный и, дерзну сказать, самый важный писатель ушедшей эпохи. Он любит жизнь просто и победительно. Такую, какая есть. Рай творится из подручных материалов, а места в нем для всех хватит.

Андрей Немзер. Праздник однолюба


Библиография

Южнее чем прежде
Повести, рассказы. — Л., 1969

Все мы не красавцы
1970

Нормальный ход
Повести и рассказы. — Л.: Советский писатель, 1976

Жизнь удалась
Повести и рассказы. — Л.: Советский писатель, 1981. — 240 с.

Нас ждут
Повести. — Л.: Детская литература, 1984. — 207 с.

Две поездки в Москву
Повести и рассказы. — Л.: Советский писатель, 1985. — 480 с.

Что посеешь...
Повесть. — Л.: Детская литература, 1985. — 141 с.

Новая Шехерезада
Повесть, рассказы. — Л.: Советский писатель, 1988. — 416 с.

Слишком сильный
Повесть. — Л.: Детская литература, 1989. — 172 с.

Темная комната
Повести. — Л.: Детская литература, 1991. — 158 с.

Праздник ахинеи
М.: Юридическая литература, 1991. — 323 с.

Любовь тигра
Повести, рассказы. — СПб.: Советский писатель, 1993. — 367 с.

Будни гарема
М.: Вагриус, 1993. — 205 с.
Разбойница
Роман. — М.: Вагриус, СПб.: Лань; 1996. — 240 с.

В городе Ю.
Повести и рассказы. — М.: Локид, 1997. — 544 с.

Грибники ходят с ножами
СПб.: БЛИЦ, 1998. — 240 с.

Чернильный ангел
Повести и рассказы. — М.: Центрполиграф, 2001. — 620 с.

Очаровательное захолустье
Повести. — М.: Вагриус, 2002. — 352 c.

Запомните нас такими
СПб.: Журнал "Звезда", 2003. — 288 с.

Тетрада Фалло: Сентиментальная история
Документальный роман. — СПб.: Геликон Плюс, 2003. — 255 с. (В соавторстве с Александром Шмуклером)

Евангелие от Магдалины
М.: Центрполиграф, 2003. — 528 с.

Третье дыхание
М.: Эксмо, 2004.

Комар живет, пока поет
М.: Эксмо, 2006. — 782 с. — Красная книга русской прозы

Избранные
М.: Зебра Е, 2006. — 704 с.

Культовый Питер
М.: АСТ; Олимп, 2007. — 320 c.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service