Виктор Кривулин
поэт, прозаик, эссеист
Годы жизни: 1944—2001

Визитная карточка

НА ДОРОГЕ У КРЕСТА

то колющий то режущий уют
то зрелище при свете самопальном
стекла и музыки – там русские поют
на языке своем прощальном,

почти по-аглицки – нащупывая крест
впечатанный между сосками
то колющий то режущий то сканью
украшенный – в оплату за проезд

из Петербурга до Женевы
давно уже назначенный, с тех пор
как рыцарь бедный от Марии Девы
имел одно последнее виденье

решительный и тихий разговор


Биография

Окончил филологический факультет Ленинградского университета. В 1970-е гг. – один из крупнейших деятелей российского литературного и культурологического самиздата (журналы "37", "Северная почта" и др.). Первый лауреат Премии Андрея Белого в области поэзии (1978). В начале 1990-х гг. член редколлегии журнала "Вестник новой литературы". В 90-е вел обширную литературную и общественную деятельность.


Прямая речь

За последние 20 лет в неподцензурной поэзии произошла революция поэтического языка, оставшаяся незамеченной и неосознанной не только публикой, но и самими поэтами. Тихая, тайная революция. Незаметно для самих себя поэты заговорили языком, не слыханным прежде в России. Этот язык, повторяю, пока не самоочевиден: он требует к себе ключей. Фактически он находится в безграмматическом состоянии для большинства воспринимающих. Многие не могут оценивать его эстетически, не могут любоваться им: это чужой язык. Язык, состоящий из знакомых слов, соединенных посредством незнакомой (неизвестной) грамматики.

Но если новый поэтический язык принадлежит поэзии, литературе (так же, как повседневная речь принадлежит быту), то его грамматика выходит за пределы литературного ряда. Она образуется из сложного взаимодействия социальных, исторических и биографических факторов. Чтобы понимать такой язык, нужно постоянно иметь в виду, что русская словесность всегда так или иначе тяготела к истории, вырастала из истории (роль Карамзина) и врастала в нее (судьба Мандельштама).

В основе нового поэтического языка лежит принцип свертки исторического опыта в личное слово.



Предложный падеж

Он не был собирателем русской земли - он был собирателем русской культуры. А культура - это страна отзывчивых одиночек, и чтобы ее собирать, делать более гулкой, резонансной, просторной, нужны именно такие одиночки, вокруг которых люди не сплачиваются, но соприкасаются. Он не был дирижером - он был камертоном: настройщиком разлаженных струн.

Из некролога Михаила Эпштейна


Библиография

Стихи
Париж: Ритм, 1981. — 62 с.

Стихи
Тт. 1-2. — Париж: Беседа, 1988.

Обращение
Л.: Советский писатель, 1990. — 62 с.

Три книги стихов трех последних лет (1990-1992). — СПб., 1993. — 96 с. (Переиздание 2001 г.).

Тексты 1993—94 гг. — СПб.: Борей Art, 1994.

М.: АРГО-РИСК, 1998. — 20 с.

СПб.: Пушкинский фонд, 1998. — 80 с.
Охота на мамонта
СПб.: БЛИЦ, 1998. — 333 с.

М.: ОГИ, 2001. — 80 с.

Стихи после стихов
СПб.: Петербургский писатель — Русско-Балтийский центр “БЛИЦ”, 2001. — 144 с.

Книга стихов. — М.: АРГО-РИСК, Книжное обозрение, 2009. — 104 с.








Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service