Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Санкт-Петербург

к списку персоналий напечатать
Андрей Битов. Ди (Франция), октябрь 2002.
Андрей Битов
прозаик, эссеист, поэт
Родился 27 мая 1937 года
Умер 3 декабря 2018 года

Фото: Александр Тягны-Рядно, 2002

Визитная карточка
Рукой подать нам стало в некоем одичавшем яблоневом саду, предварявшем самую отдаленную в городе новостройку. Рассыпанной пачкой рафинада искрились корпуса в лучах закатного солнца, подавляя остатки моего сознания чистотой и недоступностью всеобщей созидательной жизни. И сад, по которому мы уже шли, был необыкновенно красив и велик со своими редко и стройно, по-солдатски расставленными корявыми и приземистыми деревцами, в ветвях которых уцелевало по одному корявому, в точечках, яблоку, которыми мы и закусили. Здесь, в густой траве, меж деревьями, на красиво отлогом склоне, ввиду того дома, где нас "очень ждали", был наш последний привал. Это была и впрямь долина, дол, отделявший предпоследний микрорайон от последнего. И сил у нас уже не оставалось. И мы были у цели. И какая-то оконченность, исполненная скорби и счастья, светилась в закатном воздухе, застоявшемся между яблонь. Здесь было преддверие рая, последняя черта раздумья перед тем, как — неизвестно что. Мы дошли до конца.



Биография

Писать начал в 1956 году. Окончил в 1957 г. Ленинградский горный институт и Высшие сценарные курсы. В условиях нехватки информации о западной литературе писал, опираясь на стандарты классической литературы и свой жизненный опыт, часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем. Печатается с 1960 г., первая книга в 1963 г., член Союза писателей СССР с 1965 г. Выпустил 10 книг прозы в СССР (в 1968-72 гг.) и более 20 в постсоветский период. В советское время выступал также как киносценарист. С 1990-х гг. опубликовал несколько книг стихов. Президент (с 1991 г.), затем почётный президент Русского ПЕН-центра, член жюри премии "Триумф" (с 1992 г.), комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 г.), председатель Новой Пушкинской премии (с 2005 г.). Лауреат Премии Андрея Белого (1988), Пушкинской премии фонда А.Тепфера (1989), премии "Северная Пальмира" (1995), Государственной премии РФ (1992, 1996), Бунинской премии (2006) и др. Жил в Москве.

Творчеству Битова посвящены несколько книг, в том числе монография Эллен Чансес "Андрей Битов. Экология вдохновения", изданная в 2006 г. в переводе на русский язык.

Подробнее в энциклопедии "Кругосвет"
Прямая речь

Вдохновение невозможно заменить никаким мастерством. Нужно накопить в себе чувство, чтобы потом выдохнуть его в текст. Нужно сделать реальность так, чтобы затем в нее никто не поверил, а фантазию так, чтобы в неё поверили все, это и будет литература.



В русской литературе не было никакой непрерывности и преемственности. Только вспышки — такая форма развития. Русская проза XIX века так позволяла себе все, что опередила все времена. Но каждый гений при этом был как хрестоматийный русский куст из «Хаджи-Мурата»: дикий, колючий, горящий, искалеченный — и живой. А растет в довольно-таки голой степи. Вспышки, бездны и разрывы — величественная, конечно, картина… Но — непрофессиональная. И непригодная для жизни. Потому что главное в культуре — это все-таки накопление и непрерывность. Ничего вы без них не сделаете! Старые культуры (устойчивые, как старые горные цепи) развиваются накоплением и продолжением. А в России — все пики, скалы, пропасти. Извержения. Сотрясение земли. И целые пространства, которые не поддаются профессионализации.

Предложный падеж

О Битове написано и рассказано столько, что за этим уже не видишь настоящего, подлинного писателя. Не автора каких-то эфемерных текстов "без границ", но, например, гениального рассказа "Дверь". Когда я его прочитал совсем юным человеком, то неожиданно понял, что все мои подростковые комплексы и страдания — это необыкновенно серьезно! Прочитав "Дверь", я впервые ощутил себя Личностью. Думаю, что это главная заслуга прозы Андрея Битова вообще.

Павел Басинский. Битов как текст // Российская газета, 2007, 26 мая


Русский писатель с европейской дисциплиной мысли, Андрей Битов пришелся точно в нужное время в нужном месте.

Петр Вайль
Библиография
Большой шар
М.-Л.,1963.

Такое долгое детство
М.-Л., 1965.

Дачная местность
Повести. — М.,1967.

Аптекарский остров
Л., 1968.

Путешествие к другу детства
Л., 1968.

Образ жизни
Повести. — М.,1972.

Семь путешествий
Л., 1976.

Дни человека
Повести. — М., 1976.

Пушкинский Дом
Роман. — Анн Арбор: Ардис, 1978. (Российские переиздания начиная с 1989 г.)

Воскресный день
М., 1980.

Грузинский альбом
Тбилиси, 1985.

Статьи из романа
М.: Советский писатель, 1986.

Книга путешествий
М.: Известия, 1986. — 608 с. — Библиотека "Дружбы народов"

Человек в пейзаже
Повести и рассказы. — М., 1988.

Последняя повесть
М.: Правда, 1988.

Повести и рассказы
М.: Советская Россия, 1989.

Улетающий Монахов: Роман-пунктир
М., 1990.

Мы проснулись в незнакомой стране
Публицистика. — Л.: Советский писатель, 1991.

Жизнь в ветреную погоду
Повести. — Л., 1991.

Собрание сочинений в 3 т.
М.: Молодая Гвардия, 1991.

Ожидание обезьян
М., 1993.

Вычитание зайца
М., 1993.

Начатки астрологии русской литературы
М.: Фортуна 1994. – 46 с.

Оглашенные: Роман-странствие
М.: Другие берега, 1995.

Первая книга автора
СПб, Издательство Ивана Лимбаха, 1996.

Империя в четырех измерениях: В 4 тт.
Харьков: Фолио, 1996.
Новый Гулливер (Айне Кляйне Арифметика русской литературы)
Нью-Йорк: Эрмитаж, 1997.

В четверг после дождя (Дневник прозаика)
Стихи. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 72 с.

Записки новичка
М.: Локид, 1997. — 329 с.

Обоснованная ревность
Повести. — М.: Панорама, 1998.

Неизбежность ненаписанного
М.: Вагриус, 1998.

Дерево
Стихи. — СПб.: Пушкинский фонд, 1998.

Похороны Доктора
М.: ЯникО, 1999.

Книга путешествий по Империи
М.: АСТ; Олимп, 2000. — 720 с. — Отражение. XX век

Избранные
М.: Зебра Е; ЭКСМО, 2002. — 624 с.

Путешествие из России
М.: Вагриус, 2003. – 476 с.

Пятое измерение. На границе времени и пространства
М.: Независимая газета, 2002. — 544 с. — Серия "Эссеистика"

Кавказский пленник
СПб.: Азбука-классика, 2004. — 384 с.

Близкое ретро
Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 510 с.

Путешественник
М.: Фортуна лимитед, 2004. – 234 с.

С нами и без нас
Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 574 с.

Новые сведения о человеке
М.: Эксмо, 2005. — 528 с. — Красная книга русской прозы

Воспоминание о Пушкине
М.: Издательство Ольги Морозовой, Новая газета, 2005. — 256 с.

Дворец без царя
СПб.: Чистый лист, 2005. – 174 с.

Победа
M.: Футурум-БМ, 2005. – 125 с.

Серебро-золото. Дубль
M.: Фортуна Лимитед, 2005. – 256 с.

Полуписьменные сочинения (+ CD)
М.: Emergency Exit, 2006. — 128 с. — Внутренний голос

Полет с героем
М.: Азбука-классика, 2007. — 416 с. — Azbooka. The Best

Моление о чаше
М.: Фортуна ЭЛ, 2007. – 168 с.

Преподаватель симметрии
М.: Фортуна ЭЛ, 2008. – 408 с.

О нём пишут

Особенности автобиографического повествования в русской литературе конца XX – начала XXI века
Татьяна Кучина

Автор «Пушкинского дома» отмечает юбилей
Павел Басинский

Автор и герой в литературном мире Андрея Битова
Сергей Бочаров

Беседа с Андреем Битовым

Интервью с Андреем Битовым

Тексты на сайте

Предисловие к книге Сергея Вольфа «Розовощекий павлин»
Розовощекий павлин— М.: Два Мира Прин, 2001

Транскрипт программы
Радио "Свобода"— 1998



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service