Санкт-Петербург. Новости

Презентация книги Генриха Сапгира "Складень"

02.03.2009

26 февраля 2009 года в литературной гостиной мини-отеля «Старая Вена» состоялся вечер, посвященный представлению книги Генриха Сапгира «Складень», вышедшей в 2008 году в издательстве «Время». Вёл вечер московский филолог составитель книги Юрий Орлицкий.

Он рассказал о том, что книга готовилась в издательстве порядка 5 лет, но всё-таки вышла и включила в себя подавляющее большинство поэтического наследия Сапгира. В начале вечера выступил Дмитрий Григорьев, прочитавший стихотворение Сапгира «Коктебель». Далее собравшимся были показаны видеофрагменты авторского чтения и интервью Генриха Сапгира и аудиозапись стихов из ранней книги «Голоса» в авторском исполнении.

Далее выступил Михаил Ерёмин. Он рассказал, что познакомился с Генрихом глубокой осенью 1954 или зимой 1955 года. "Книга «Голоса» начинается с 1958 года, но в середине 1950-х мы уже знали друг о друге." С Игорем Холиным, ровесником Сапгира, для молодого Ерёмина разница в возрасте была ощутима, а с Сапгиром он не чувствовал этой разницы.

Ещё Ерёмин рассказал про Сапгира, что тот очень любил и умел читать свои стихи. Ещё одно воспоминание связано с квартирой Сапгира, на Большой Грузинской улице, неподалёку от какой-то больницы. Генрих не только сам любил читать стихи, но и любил их слушать, у него всегда собиралось много народу. Однажды, уставшая от такого постоянного скопления людей собака Сапгира, которой надоели стихи, сбежала в бродячую прибольничную свору.

Наль Подольский рассказал, что с Генрихом общался в Коктебеле, в доме Марьи Николаевны Изергиной, пожилой женщины, которая очень хорошо чувствовала стихи, отличала их уровень и ранг. Генрих у нее в доме был чем-то вроде священной коровы. У Генриха Сапгира было одно удивительное свойство: у него было специфическое чутье, как люди воспринимают поэзию. Если хоть один из аудитории слушал вполуха, Сапгир скисал, а если все слушали, то он впадал в эйфорию.

Юрий Орлицкий прочитал стихотворение Сапгира «Московские мифы» и рассказал, что это стихотворение ему впервые удалось услышать в исполнении самого Генриха. Они познакомились в Москве, когда предлагали пьесы кукольному театру. (Орлицкий отметил, что 39 мультфильмов было снято по сценариям Генриха (одного или в соавторстве), который писал и по 4-5 детских пьес в год). Потом они постоянно общались, Генрих принимал гостей в своем кабинете в квартире на Новослободской. Читал стихи он не на толпу, а гостю один на один, доставал из шкафчика немного коньяку, и читал новую книгу.

Подхватывая тему, Наль Подольский рассказал о том, что у Генриха бывали — в разный период разные люди — у Сапгира был очень открытый дом, было много художников, дни рождения Генриха выливались в безумные застолья, было много молодежи.

Юрий Орлицкий продолжил: «Было много молодежи, и Генрих однажды предложил Даниле Давыдову, тогда 18-летнему поэту, сделать вечер, где бы он читал стихи Давыдова.»

Далее были показаны видеоматериалы – съёмка вечера, проходившего в Москве в 1999 году, презентация первого тома сочинений Сапгира, выпущенного Александром Глезером (издательство «Третья волна») в салоне «Классики ХХI века» в Чеховской библиотеке. В авторском исполнении прозвучали стихотворения «Одиночество», один из псалмов и «Парад идиотов», затем стоп-кадр, где на экране Сапгир застыл в полушаге.

Тамара Буковская, выступавшая следом, сказала, что собиралась прочитать на вечере стихи Сапгира с перечислением (из книги «Голоса»), «Одиночество», но их уже прочитал сам автор, они прозвучали. Поэтому читать она не стала, зато обратила внимание собравшихся на связь между стихами Алексея Хвостенко и Генриха Сапгира, оставив открытый вопрос: знал ли Хвост стихи Сапгира? Возможно, что и не знал, но литература – дело не местечковое, если где-то что-то зародилось, значит, оно всюду.

Валерий Мишин показал детскую иллюстрированную книгу Сапгира «Четыре конверта» с рисунками Кабакова и назвал ее неплохим образцом визуальной поэзии. Большая разница была между тем, что делали, чтоб дурить софью власьевну (т.е. советскую власть), и тем, что делалось по-настоящему и воспринималось всерьёз.

Валерий Земских сказал, что лично знаком с Сапгиром не был, поэтому воспоминаниями поделиться не может. Он прочитал стихи Сапгира: из цикла «Сонеты на рубашках» — «Сонет-статья» и из книги «Развитие метода» - «Лягушка на пороге».

Юрий Орлицкий продолжил чтение стихов – из книги «Дети в саду». Это было завершающее стихотворение из цикла «Альбом для рисова» и стихотворение «Дети в саду».

Дарья Суховей, представленная как филолог, была вынуждена коротко обозначить особенности поэтики Сапгира в целом. Основной смысл сказанного ею: Сапгир всегда разный, и на уровне поэтических техник, и на уровне выражаемых смыслов. Это очень видно по "Складню". Из-за того, что выбранное ею для чтения стихотворение (5 часть из цикла «Альбом для рисова») только что прочитал Орлицкий, она прочитала своё стихотворение «Принцесса в Москве», написанное по мотивам стихотворений Сапгира.

Далее, с полушага, продолжили смотреть видеозапись чтения Сапгира, уже стихи 1997-1999 годов: «Дом новый старый светлый темный», «Облака» и ещё несколько.

Художник Валентин Мария Тиль Самарин рассказал, что Сапгир часто бывал в клубе «Симпозиум» в Париже, где читал стихи. В его поэзии удивительный потенциал философически-словесный, и в детских стихах очень изысканная философия.

Арсен Мирзаев отметил, что благодаря таким замечательным воспоминаниям получилась почти застольная беседа – и правда, все выступающие говорили с мест, а не со сцены. Ближе к завершению вечера Юрий Орлицкий прочитал 2 сонета на рубашках, а Арсен Мирзаев – стихотворение «Боров». Вечер завершился видеозаписью стихотворения «Подмена» в исполнении Генриха Сапгира.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service