Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Санкт-Петербург

Новости напечатать
Вечер Людмилы Петрушевской

10.11.2008
1 ноября 2008 года в Концертном зале у Финляндского вокзала состоялся большой творческий вечер Людмилы Петрушевской «В садах других возможностей». В рамках вечера была представлена книга «Пограничные сказки про котят» (СПб, Амфора, 2008).

Писательница и драматург, известная как автор экзистенциальных «страшилок», в последние годы резко сменила амплуа – пишет стихи, рисует мультфильмы и даже поет. И все – с неизменным легким юмором, шокирующем читателя, не привыкшего ожидать от автора «Московского хора» и романа «Время ночь» ничего хорошего.

Чтобы смягчить этот шок, своего рода «увертюрой» были показаны архивные съемки фрагмента спектакля «Квартира Коломбины», поставленного театром «Современник» в 1985 году. В дальнейшем ходе вечера ничто о прежней Петрушевской не напоминало – разве что сюжет мультфильма «Улисс. Ехали-приехали», повествующего о массовом убийстве главным героем женихов и служанок Пенелопы, но тут и претензии разве что к Гомеру.

Второй мультфильм, показанный на вечере, «Пенснэ», напоминает один из хармсовских анекдотов о Льве Толстом. Писательница посвятила его интернет-субкультуре «падонков» (много лет сходящей с ума по ее детской книжке «Поросенок Петр»), подписав в финальных титрах «Москва-Бабруйзг». Анимационный стиль Петрушевской, много лет проработавшей с мультипликатором Юрием Норштейном в качестве сценариста и где-то даже музы, неожиданно (неожиданно ли?) свеж, она сплавляет эстетику немого кино с его статичными кадрами и избыточной, нервной пластикой движений с аскетичным, доходящим до схематизма черно-белым рисунком.

Хармсу наследуют и уморительные «Пограничные сказки для котят», заглавный цикл новой книги Петрушевской, презентации которой и был посвящен вечер. Действующие в нем писатели, их герои и прочие персонажи не только ведут себя престранно, но и вовсе теряют человеческий облик – в самом прямом смысле. Полина Виардо клубится и погромыхивает где-то на горизонте, в глазах мумии Муму отображается глубина ниже уровня моря, а поезда специально не ходят по расписанию, боясь встречи с террористкой Анной Карениной и ее фанерной ногой. Название наводит на мысли о пограничных состояниях сознания – но, начав читать, понимаешь, что граница давно пройдена, а сакраментальному «что курил аффтор», наряду с другими «олбанскими» словечками здесь тоже посвящена целая глава.

«Загадочные сказки» звучат не менее абсурдно, но отличаются счастливым концом. Описываемые в каждой в них причудливые, странные и опасные существа к финалу оказываются привычными ежедневно встречаемыми вещами. Эти сказки даже можно читать детям – толку будет всяко больше, чем от чиновничьих инициатив по насаждению толерантности.

Кроме сказок в книгу вошли «Стихи(хи)» и поэмы. Несмотря на то, что написаны они в основном рифмованным дольником, с прочитанными в первом отделении верлибрами из книги «Карамзиндеревенский дневник» («Каждый человек имеет право на верлибр!») их объединяет сочетание наивной, бытовой тематики и авангардного подхода к языку. То же можно сказать и про новые «переводы» – в действительности изящные пародии – текстов классических песен (от «Лили Марлен» и «Champs Elysees» до «Blue Canary» и даже «Мурки»), исполненных писательницей под аккомпанемент группы «Керосин» в конце каждого отделения.

Творческую манеру Петрушевской – прошлой и нынешней – можно по аналогии с критическим, магическим и прочими реализмами назвать реализмом абсурдистским. Независимо от настроения ее произведений, логика нонсенса оказывается в них до боли похожей на то, что называется «здравым смыслом» (или наоборот?), а обыденная жизнь подкидывает парадоксы, греческим софистам и не снившиеся.


Вадим Кейлин

Новости

rss

"Пушкинские лаборатории"

16 июня в Царском Селе и Павловске прошёл Первый ландшафтный поэтический фестиваль «Пушкинские лаборатории».

Антология "Собрание сочинений", том 3

Презентация третьего тома антологии "Собрание сочинений" (Стихотворения 2011 года: Антология современной поэзии Санкт-Петербурга)

Девятнадцатый фестиваль русского свободного стиха

28.04.12 - 29.04.12 в галерее ГЭЗ-21 Арт-центра «Пушкинская-10» прошел Девятнадцатый фестиваль русского свободного стиха.
05.05.2012 / далее

Вручены литературные премии имени Гоголя, Ахматовой, Заболоцкого и Маршака

В шестой раз в Санкт-Петербурге была вручена литературная премия имени Н.В. Гоголя. Вручались и премии за поэтическое творчество: за лучшие стихи в традиционном жанре - Премия имени Анны Ахматовой и за лучшие стихи авангардного направления - Премия им.Николая Заболоцкого. Также в прозаической и поэтической номинациях была вручена премия им. С.Маршака за лучшие произведения для детей.
11.11.2009 / далее

Поэтические чтения в рамках акции "Свобода слова"

25 сентября 2009 года в саду Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме прошли поэтические чтения в рамках акции «Свобода слова». По формату это был «открытый микрофон», при том, что перед участвующими поэтами ставилась задача не только прочитать свои стихи, но и обозначать контекст литературы ХХ века, который повлиял на творческое становление автора, а также прочитать стихи поэтов ХХ века.
26.09.2009 / далее

Архив новостей

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки
Региональный куратор:
Дарья Суховей
d_su@mail.ru

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service