Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Москва

к списку персоналий напечатать
Евгения Воробьева на собрании литературно-дискуссионного клуба ''День второй'' в Библиотеке имени Тургенева. Москва, 6.02.2007.
Евгения Вежлян
поэт, критик, филолог
Родилась 29 мая 1973 года

Фото: Дмитрий Кузьмин, 2007

Визитная карточка
Незаметно оказавшись почти посреди
все-таки наступившего нового столетия
(помнишь, мы стояли под школьной стеной
на продленке в дурацких рейтузах и считали
сколько нам будет, когда он настанет,
фантастический, космический, залитый солнцем
заваленный миелофонами и населенный
дружелюбными инопланетянами
двадцать первый век)
я ощущаю себя человеком прошлого
человеком эпохи модерна
хотя в 90-е казалось, что мы — постмодернисты,
впрочем, пионерами советской страны нас тоже когда-то называли.
нас, пели, миллионы,
и вот. И вот теперь, когда нежные девушки говорят
о насилии, будто, если есть на свете насилие,
то уж ни о чем другом невозможно думать
как же можно думать о чем-то если на свете существует насилие
любая любовь (особенно любовь) подозрительна
потому что любая любовь чревата насилием
а сколько насилия во фразе «я не могу без тебя жить»
или во фразе «если ты уйдешь, я умру»
насилие скрыто во взгляде художника
рисующего модель, и никакая женщина не может хотеть быть нарисованной — это морок, ее заставили,
красота превращает женщину в объект потребления
красота — это насилие, и за каждым стихотворением о любви стоит акт насилия, и все эти дворцы, и эти парки, и эти тексты — все это результат ежесекундного, ежеминутного насилия, насилия, насилия, насилия, — я вспоминаю, как однажды, когда мне было 17 лет, я сидела на диване,
напротив зеркала, встроенного в заднюю стенку серванта, и на мне было красное с оборками ситцевое платье, расстегнутое на спине и чуть приспущенное, и я любовалась собой, тем, как закатные лучи солнца ложатся на мои тонкие округлые плечи. И каким красивым, и каким женским было это начинающее тело…
был май, выпускной, красные цветы на окне, желтые занавески, зеленое небо, любовь
застывшее во внутренностях серванта как в раме портрета время
безопасное время портрета отгороженное рамой от всякой смерти
можно бесконечно развивать эту аллегорию
эту простую мысль о раме, создающей остановленный мир,
столь же безопасный, сколь и красивый
мысль о силе взгляда
преодолевающего смерть
о любви, про которую хочется думать. что она — нечто сильное и иррациональное, и что она движет землю и светила
но все это — ложь,
которую люди придумали, чтобы скрывать насилие.
Нежные девушки XXI века не позволят мне думать иначе.
Они в тысячу раз лучше и честнее нас.
Золотые сны, солнечный свет на стене, красные цветы в вазе —
Прощайте.


Биография

Поэт, литературный критик, социолог литературы, литературный педагог. Окончила филологический факультет Московского педагогического госуниверситета. Кандидат филологических наук (диссертация о Сигизмунде Кржижановском). Автор критических статей и рецензий в журналах "Новый мир", "Новое литературное обозрение", "Знамя", "Библио-Глобус" и др., газетах "ExLibris" и "Книжное обозрение". Вела колонки в "Русском журнале" и в Лиterraтуре, книжные рублики в журналах "Культпоход" и "Psychologies", передачи на "Литературном радио". Курировала ряд проектов: "Дискуссионный читательский клуб", Литературный салон в КЦ "Покровские ворота". Работала в редактором в отделе прозы журнала "Знамя". Публиковала стихи в журналах и альманахах "Соло", "Окрестности", "Крещатик", "Арион", "Новый мир", "Артикуляция", "Волга" и др. Лауреат специального диплома поэтической премии "Anthologia" по итогам 2007 года за статьи и рецензии в литературной периодике. Лауреат малой премии "Московский счет" (2020). В настоящее время курирует программу "Новейшая русская литература: творческое письмо" в РГГУ, а также ведет ряд дисциплин в "Школе литературных практик".
Предложный падеж

Эти густые и многослойные стихи — редчайшее сплетение высокого косноязычия мысли с весёлой ясностью бытовой речи. Евгения Вежлян не удостаивает быть «поэтичной» (ритмичной, гладкой, красивой, метафоричненькой) — от этого её поэзия становится абсолютно подлинной, как обнажённое отчаяние, изумление языка перед немотой жизни.

Денис Драгунский


Жёстко-честные, эти стихи — моментальные снимки ситуаций рождения речи-и-смысла вместе, ещё до их разделения, подстерегающие это рождение в самом начале. Лёгкие на первый взгляд (на самом деле — ворочающие сырые пласты речи, вызывающие в памяти скорее уж Андрея Платонова, явно прошедшие и его школу тоже: «заткнулся и умер в себя самого»), они — именно благодаря максимальному сокращению, почти схлопыванию расстояния от ощущения мысли до её высказывания — схватывают самое существенное. И, схвативши, уж не выпустят.

Библиография
Ангел на Павелецкой
М.: Воймега, 2019. — 88 с.

Тексты на сайте

Новый Мир— 2012, № 12

М. Галина, Г.-Д. Зингер, Е. Риц, А. Александров, С. Круглов, В. Ермолаев, Д. Данилов, Д. Григорьев, Н. Азарова, И. Ахметьев, Е. Вежлян, П. Банников, М. Бувайло, И. Гулин, М. Маурицио, П. Барскова
Воздух, 2016, №1

Декабрь 2013 — май 2014
Воздух, 2014, №2-3

О динамике литературы
Новый Мир, №1— 2012 г.

Этюд о трех рассказах Георгия Балла
Новое Литературное Обозрение, №113— 2012 г.



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service