Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Москва

к списку персоналий напечатать
Эдуард Шульман перед клубом ''Образ и мысль''. Москва, 8.05.2000.
Эдуард Шульман
прозаик
1936 — 2014

Фото: Дмитрий Кузьмин, 2000

Визитная карточка
        Мертвый Великий Бентли лежал на зеленой траве и старческой теплой кровью, еще не просохшей, накачивал землю.
        Кровь поступала в резервуары, пробитые неизвестным способом, однако во множестве, вокруг Великого Бентли. Кровь поступала по трубам различной длины и диаметра, но неизменно красным, пропущенным из отверстий в теле к отверстиям на земле. И звук работающего насоса - шум сердца Великого Бентли - был явственно слышен.
        Но вот, по закону закона «О давлении жидкостей», что, дескать, из бочки дырявой вода будет бить равномерно и с одинаковой силой в разные стороны, - в согласье с законом бочки красные струи ослабли, опали и, лопнув, пустив пузырьки, заглохли. Кровь течь прекратила.
        Затем, согласно иным законам, допускающим жизнь после смерти, Великий Бентли привстал.


Биография

Эдуард Шульман родился в Минске. С 1944 г. жил в Москве. В 1962 г. окончил Литературный институт. В 50-х-70-х годах публиковался очень мало - в газете «Московский комсомолец», журналах «Знамя» и «Неман» - под псевдонимом Эд.Шухмин. Под тем же псевдонимом (а также под псевдонимом Игорь Секретарев) публиковался в 80-е годы в журналах «Континент» (Париж), «22» (Израиль). В 90-е годы публиковался под собственным именем за рубежом (в Израиле, Франции, Германии) и в России - в журналах «Огонек», «Сельская молодежь», «Согласие», «Октябрь», «Дружба народов», «Знамя» и др. Регулярно публикуется как журналист (в частности, в газете «Сегодня» в 1994-95 гг.) и литературный критик («Знамя», «Иностранная литература»). Во Франции вышло две книги Э.Шульмана в переводе на французский язык. В 1999 г. рассказ Э.Шульмана "Трубач", опубликованный на сайте «Vernitskii Literature», вошел в тройку лучших на конкурсе «ТЕНЕТА-98» в номинации «отдельный рассказ». Другие сетевые публикации – цикл «Правила любви» в журнале Textonly. Книга прозы «Еврей Иваныч» (1998). Шесть книг в издательстве «Арт Хаус медиа».
Прямая речь

В конце века, - не знаю, надолго ли, - возобладала идея из старой книги. Есть только тот человек, который есть. В Древнем ли Риме, Вавилоне, в Москве, в Австралии, в штате Канзас. Природа его незыблема. И всякая мечта о так называемом "новом человеке" грозит ликвидацией человека реального.

Предложный падеж

Он был внимательным собеседником, с наклонностью к юмору, деталям и курьезам, но в таком расширительном контексте, что за ними угадывался формат большого биографического или исторического сюжета. Это был теплый юмор в стиле его ровесника Вуди Аллена, сочувственный к маленьким людям, даже если ими оказывались великие. Его интересовало все, что имело отношение к литературе, и прежде всего ее создатели. Гоголь, Чехов, Бабель, Зощенко, Маяковский, Хармс - примерно таков был центр его интересов, а границ у этой вселенной не было. Он любил анекдотическое в литературе, всякие истории, жанровые сценки, героями которых были сами писатели. В значительной степени его собственное творчество - это литература о литературе (metafiction).

Михаил Эпштейн. Умер Эдуард Шульман


«Трубач» Эдуарда Шульмана - рассказ, на первый взгляд, ничем не примечательный, местами шероховатый и запинающийся, но (если немного притормозить и посмаковать странную, необычную прозу Шульмана) - тревожный и почти гипнотический. Главный герой (автор все время называет его «мальчик») показался мне представителем какого-то иного биологического вида. Не человек, по крайней мере, не совсем человек. Иная логика, иные побудительные мотивы, иная реакция на происходящее. Этот странный образ выписан столь полно и достоверно, что дух захватывает. Я бы, кстати, не удивился, если бы в самом конце рассказа выяснилось, что «мальчик» - муравей, или шмель (Пелевиным навеяло); или просто дело происходит в каком-нибудь ином мире (на другой планете, если так будет угодно любителям фантастики). До сих пор, насколько мне известно, в русской литературе подобные эксперименты с психологической мутацией героев удавались только Андрею Платонову. Для меня же «Трубач» - это прежде всего история человека, легко, без принуждения и без излишних размышлений повинующегося судьбе.



Рассказ Эдуарда Шульмана, писателя старшего поколения, уже достаточно известного в «бумажной литературе», «Трубач», напротив — хорош безоговорочно. Вещь почти классическая, о первом движении чувства в подростке — мальчик в летнем лагере получает письмо от малознакомой девочки. Неожиданное для него волнение и необходимость ответить срывает его с места — на письме нет обратного адреса, — и герой, не дающий себе даже отчета, зачем он это делает, без денег, в одиночку умудряется добраться до дальнего курортного городка, где девочка отдыхает с родителями. Мастерство Шульмана здесь еще и в том, что он смог полностью погасить внешний мелодраматизм сюжета, выведя его почти в «платоновскую» плотность чувствования. Ассоциации с «Фро» нисколько не мешают при чтении.

Сергей Костырко. Сетевая литература // Новый мир, 2000, №2
Библиография
Еврей Иваныч
М.: АРГО-РИСК, 1998. — 256 с.

Еврей Иваныч, или Три псевдонима
М.: Арт Хаус медиа, 2008. — 428 с.

Новое неожиданное происшествие, или Портрет художника в юности
М.: Арт Хаус медиа, 2008. — 336 с.

Те, кому повезло, или Книга посвящений
Роман-послание. — Собрание двусоставных глав. — М.: Арт Хаус медиа, 2008. — 160 с.
Скандал, или Откуда что
М.: Арт Хаус медиа, 2008. — 192 с.

Пора любви и наслаждений, или Где кончается документ
Роман с философией и литературой. — М.: Арт Хаус медиа, 2008. — 272 с.

Полежаев и Бибиков, или Собрание разных бумаг — основательных и неосновательных
Документальное повествование с вымыслом. — М.: Арт Хаус медиа, 2008. — 256 с.

О нём пишут

Книжная полка Аркадия Штыпеля
Аркадий Штыпель

Андрей Урицкий

Интервью с Эдуардом Шульманом



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service