Генрих Сапгир
поэт, прозаик
Годы жизни: 1928—1999

Биография

Родился в г. Бийске Алтайского края. Сын сапожника. С конца 50-х гг. участник круга эстетически близких поэтов и художников, получившего впоследствии название "лианозовской школы". Первая публикация стихов Сапгира за границей – в 1968 г., в СССР – в 1989 г. С начала 60-х активно работает как детский писатель (сценарии классических мультфильмов "Лошарик", "Паровозик из Ромашкова", слова песни "Зеленая карета" и мн.др.). Выступал также как переводчик (прежде всего, выдающегося еврейского поэта Овсея Дриза). Умер в октябре 1999 г.


Прямая речь

“Я не просто пришел в жизнь, я пришел, чтобы писать”

“Реальность вокруг нас кричала разными дикими голосами. Как ее можно было не услышать?”

“…настоящий художник всегда найдет предмет для того, чтобы захотеть его изобразить”

“Я понимал, что пустота - полна…”


Предложный падеж

А в-главных, не тем взял Сапгир, что дальше всех ушел, а тем, что сильней всех такой уход-отход в ы р а з и л. Момент такого отхода. Импульс о т т а л к и в а н и я. Для которого и нужна ближняя дистанция. Пхнуть, как надо, - действие однократное. Вспышка, удар; сам звук разрыва, прерывания контакта. Безусловно конструктивного разрыва - в этом-то и неповторимость, уникальность момента.
По-моему, где-то здесь и сидит секрет эффекта Сапгира - почему Сапгир был самое то. Сапгир тогда был геометрическим местом точек всех таких слов и понятий. Авангардизм, модернизм, экспрессионизм, сюрреализм - с разбегу, кажется, и ф о р м а л и з м - и что там еще звучало в полном обалдении - такое, что в печати считалось страшными ярлыками, которых, однако, в том же Лианозове уже никто не страшился, как страшился бы еще лет за семь до того.

Всеволод Некрасов. Сапгир.
// Великий Генрих. Сапгир и о Сапгире.- Изд-во РГГУ, 2003 г. – 372 с.


Для поэзии Сапгира важны принципы организации по типу лейтмотивов и побочных тем, но существенно, что музыкальные темы стихотворения контрастны; одна тема, вторгаясь, преображает другую. Сапгир обнаруживает живое и странное в известных текстах - таковы, например, его вариации на темы библейских псалмов, в которых тексты разбиваются, деформируются - и вновь становятся буйствующими, личными, начинают кричать и стенать на множество осмысленных голосов.

Илья Кукулин. Калейдоскоп с бараками, Адонисом и псалмами


Но в таком случае, как и происходит в жизни героев Сапгира, великаны мгновенно оборачиваются лилипутами. Или наоборот. Все зависит от того, с какой стороны смотришь. Это постоянное изменение, освежение точки зрения - цель поэзии (или прозы?) Генриха Сапгира. Если, конечно, тут можно говорить о цели. Просто поэт играет с театральным биноклем.

Олег Дарк. Чужой.
// Великий Генрих. Сапгир и о Сапгире. // Изд-во РГГУ, 2003 г. – 372 с.


Библиография

Сонеты на рубашках
Париж, 1976

Стена
Стихи. — М.: Прометей, 1989

Московские мифы
Стихи. — М.: Прометей, 1989

Сонеты на рубашках
М.: Прометей, 1989

Сонеты на рубашках
1975—1989. — Омск: Движение, 1991

Лица соца
Париж: Ассоциация рус. художников, 1990

Мыло из дебила: Современный лубок
М.-Париж: Русь, 1992

Черновики Пушкина
М.: Раритет, 1992

Любовь на помойке
Стихи. — М.: АРГО-РИСК, 1994
Избранные стихи
М.-Париж-Нью-Йорк: Третья волна, 1993

Стихи для перстня. 1979—1980
Париж-М.-Нью-Йорк: Третья волна, 1995

Летящий и спящий: Рассказы в прозе и стихах
М.: Новое литературное обозрение, 1997

Армагеддон: Мини-роман
Повести, рассказы. — М.: Изд-во Р.Элинина, 1999

СС в 4 т.
М.-Париж-Нью-Йорк: Третья волна, 1999. Т.1. Стихи и поэмы 1958—1974. — 320 с.; Т.2. Стихи и поэмы 1975—1990. — 320 с.; Тт.3-4 не вышли.

Лето с ангелами
Стихи и проза. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 446 с.

Неоконченный сонет
М.: Олимп-АСТ, 2000. — 288 с.

Стихотворения и поэмы
СПб.: Академический проект, 2004. — Новая библиотека поэта. Малая серия

Складень
/ Сост, вст. статья, коммент. Ю.Б. Орлицкого. — М.: Время, 2008. — 928 с. — (Поэтическая библиотека).






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service