Биография
Родилась в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском концлагере для учёных, работавших над атомным проектом. После окончания средней школы в Новокуйбышевске закончила актёрское отделение училища искусств в Ростове-на-Дону и Литературный институт имени Горького в Москве (семинар прозы Георгия Берёзко, семинар поэзии Евгения Винокурова). Работала концертмейстером, актрисой, санитаркой в отделе травматологии, корреспондентом в газете, литконсультантом и редактором в журналах.
Дебютировала в 1982 году в журнале «Аврора» с рассказом «Как провожают пароходы». В 1988 году выпустила первую книгу повестей и рассказов. Входила в конце 80-х в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе. Автор нескольких книг прозы, публикаций в российской периодике. Произведения переводились на английский, французский, немецкий и др. языки.
Лауреат немецкой литературной премии «Lege Artis» (Лейпциг, 1995), премии журнала «Новый мир» (1997) и премии им. Ю.Казакова за лучший русский рассказ (2003). Финалист «Русского Букера» (1998).
|
Прямая речь
<...> я лирик и прозу пишу лирическую, для меня важны <...> выходы на метафору, которая в моем представлении связана с музыкой. С неким интонационным обертоном, определяющим все. <...> Кроме того, мне всегда очень хотелось написать о музыке. Ведь в поэзии музыкальность возможна — аллитерации там, ассонансы, не говоря о рифме, — почему же нельзя вплести ее в прозаическую ткань... <...> Говоря о моем романе, например, критик Мария Ремизова даже объявила, что я написала «фонетическую симфонию».
|
Предложный падеж
Ирина Полянская пишет о самом обыденном. О том, что разлито в повседневности. О том, что содержится в жизненном опыте каждого человека,— надо только, чтоб опыт этот был литературно осмыслен. ... пространство романа Полянской — отрешенное, усталое, пребывающее то ли в полудреме, то ли в лунатическом сне, то ли в сомнамбулическом оцепенении зимней рыбы. История, скользящая сквозь разум, сквозь замерзшее, почти неподвижное сознание. Оно не мертво, оно безразлично. Луч осциллографа вычерчивает на экране плавные волны дыхания — не пульсация, а колебания на грани прямой линии. При всем этом жизнь конкретного человека наполнена событиями, которые, зацепившись за крючок истории, влекут ее дальше, не совсем понимая, что с нею делать.
|
Библиография
|
Предлагаемые обстоятельства
Повести и рассказы. — Послесловие А. Латыниной. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 264 с.
Между Бродвеем и Пятой авеню
Повести и рассказы. — М.: Детская литература, 1998. — 313 с.
Прохождение тени
Роман, рассказы. — М.: Вагриус, 1999. — 446 с.
|
Читающая вода
Роман. — М.: Грантъ, 2001. — 222 с.
Горизонт событий
Роман. — М.: АСТ; Олимп, 2002. — 414 с.
Путь стрелы
Рассказы. — М.: МК-Периодика, 2003. — 247 с.
|
|