Людмила Петрушевская
прозаик, драматург, поэт
Родилась в 1938 году

Визитная карточка

А сейчас все, жизнь моя кончена, хотя мне мой возраст никто не дает, один даже ошибся со спины: девушка, ой, говорит, простите, женщина, как нам найти тут такой-то заулок? Сам грязный, потный, денег, видимо, много, и смотрит ласково, а то, говорит, гостиницы все заняты. Мы вас знаем! Мы вас знаем! Да! Бесплатно хочет переночевать за полкило гранатов. И еще какие-то там мелкие услуги, а чайник ставь, простыни расходуй, крючок на дверь накидывай, чтобы не клянчил, – у меня все просчитано в уме при первом же взгляде. Как у шахматистки. Я поэт. Некоторые любят слово «поэтесса», но смотрите, что нам говорит Марина или та же Анна, с которой мы почти что мистические тезки, несколько букв разницы: она Анна Андреевна, я тоже, но Андриановна. Когда я изредка выступаю, я прошу объявить так: поэт Анна – и фамилия мужа. Они меня слушают, эти дети, и как слушают! Я знаю детские сердца.

Из повести «Время ночь»


Биография

Окончила факультет журналистики МГУ, работала редактором на радио и телевидении. Первый рассказ опубликовала в 1972 г. в журнале «Аврора», первая пьеса поставлена в 1973 г. Романом Виктюком в Студенческом театре МГУ. На протяжении десятилетия была полузапрещенным автором, спектакли ставились в полуофициальных студиях или закрывались после нескольких показов. Широко ставится с середины 1980-х, широко печатается с 1988 г. В 1990-е гг. пробует себя в новых жанрах: опубликовала поэму "Карамзин" (1994), несколько циклов прозаических миниатюр, построенных на притчевой основе или на языковом эксперименте. Лауреат Пушкинской премии фонда Тёпфера (1991), за которой последовали премии журналов "Новый мир" (1995), "Октябрь" (1993, 1996, 2000), "Знамя" (1996), "Звезда" (1999), премия "Триумф" (2002), Государственная премия России (2002) и др.


Прямая речь

        Часто приходится повторять: человек смотрит в книгу как в зеркало. Видит там себя. И интересно: один видит в тексте добро и плачет, а другой видит тьму и злится... На основе одних и тех же слов!
        И когда говорят, что такой-то писатель черный (как я часто читаю про себя) – да, говорю я, но это не ко мне.
        А какова роль автора? Роль автора – это не стремиться пробуждать чувства, а не иметь возможности самому уйти от этих чувств. Быть их пленником, пытаться вырваться, наконец, что-то написать и освободиться. И, возможно, тогда мысли и ощущения осядут в тексте. И возникнут заново, стоит только другим глазам (понимающим) впиться в строчки.



Предложный падеж

Стилистическая полифония — фирменный знак Людмилы Петрушевской. Только она способна тащить в свою прозу весь языковой мусор так, что при этом смысл текста остается прозрачным и внятным. Только она способна перескакивать с одного способа говорения на другой, нигде не задерживаясь дольше, чем надо, не превращая литературный прием в игру. Не заигрываясь.

Ксения Рождественская


Вечная, природным циклом очерченная в мифологических архетипах, окаменевшая логика жизни трагична по определению. И всей своей прозой Петрушевская настаивает на этой философии. Ее поэтика, если угодно, дидактична, поскольку учит не только сознавать жизнь как правильную трагедию, но и жить с этим сознанием.

Марк Липовецкий


Есть много талантливых драматургов, но совершивших революцию в драматургии, как сделала это Петрушевская, – нет.

Николай Коляда


Библиография

Пьесы
М.: Советская Россия, 1983. — 156 с. (Совместно с Виктором Славкиным)

Бессмертная любовь
Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1988. — 223 c.

Песни XX века
Пьесы. — М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. — 238 с.

Три девушки в голубом
Сборник пьес. — М.: Искусство, 1989. — 397 с.

Свой круг
Рассказы. — М.: Правда, 1990. — 45 с. — Библиотечка «Огонёк»

Лечение Василия и другие сказки
М.: ВТПО "Киноцентр", 1991. — 63 с.

По дороге бога Эроса
Проза. — М.: РПА "Олимп", 1993. — 334 с.

Тайна дома
Повести и рассказы. — М.: СП "Квадрат", 1995. — 507 с.

Бал последнего человека
Повести и рассказы. — М.: Локид, 1996. — 553 с.

Сказка про азбуку
М.: Международная академическая издательская компания "Наука", 1997. — 59 с.

Настоящие сказки
М.: Вагриус, 1997. — 446 с. — Женский почерк (Переиздания 1999, 2000 гг.)

Дом девушек
Рассказы и повести. — М.: Вагриус, 1998. — 446 с.

Карамзин: Деревенский дневник
СПб.: Пушкинский фонд, 2000. — 208 с.

Найди меня, сон
Рассказы. — М.: Вагриус, 2000. — 316 с.

Королева Лир
СПб.: Златоуст, 2000. — 70 с.

Реквиемы
М.: Вагриус, 2001. — 270 с.

Повесть. — М.: Вагриус, 2001. — 174 с.

Мост Ватерлоо
Рассказы и повесть. — М.: Вагриус, 2001. — 254 с.

Чемодан чепухи
Сказки и стихи. — М.: Вагриус, 2001. — 237 с.

Счастливые кошки
Сказки. — М.: Вагриус, 2001. — 350 с.
Где я была: Рассказы из иной реальности
М.: Вагриус, 2002. — 300 с.

Такая девочка
Монологи. Диалоги для театра. — М.: Вагриус, 2002. — 222 с.

Черное пальто: Рассказы из иной реальности
М.: Вагриус, 2002. — 254 с.

Случай в Сокольниках: Рассказы из иной реальности
М.: Вагриус, 2002. — 174 с.

…как цветок на заре
Рассказы. — М.: Вагриус, 2002. — 254 с.

Завещание старого монаха: Рассказы из иной реальности
М.: Вагриус, 2003. — 157 с.

Дом с фонтаном
Рассказы. — М.: Вагриус, 2003. — 157 с.

Невинные глаза
Рассказы. — М.: Вагриус, 2003. — 157 с.

Незрелые ягоды крыжовника
Рассказы. — М.: Вагриус, 2003. — 157 с.

Милая дама
Монологи и истории. — М.: Вагриус, 2003. — 157 с.

Девятый том
М.: Эксмо, 2003. — 332 с.

Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые. — М.: Эксмо, 2003. — 293 с. (Переиздание 2006 г.)]

Номер Один, или В садах других возможностей
Роман. — М.: ЭКСМО, 2004. — 334 с.

Богиня Парка
Повести и рассказы. — М.: Эксмо, 2004. — 350 с. (Переиздание 2006 г.)

Измененное время
Рассказы и пьесы. — СПб.: Амфора, 2005. — 333 с.

Город Света: Волшебные истории[СПб.: Амфора, 2005. — 319 с.

Квартира Коломбины
Пьесы. — СПб.: Амфора, 2006. — 413 с.

Жизнь — это театр
Рассказы, роман. — СПб.: Амфора, 2006. — 396 с.

Маленькая девочка из "Метрополя"
Повести, рассказы, эссе. — СПб.: Амфора, 2006. — 463 с.

Два царства
Рассказы, сказки. — СПб.: Амфора, 2007. — 460 с.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service