|
|
|
Игорь Холин
поэт, прозаик
Годы жизни: 19201999
|
Визитная карточка
* * *
Был пьян. На жену кричал: «Идиотка!» Утром клялся: «Виновата водка!»
* * *
Жизнь прошла, как во сне: Завод, Магазин, Барак. Муж Погиб на войне. Работала, не покладая рук. Надежды Возлагала на сына — Все же мужчина: Вырастет, Начнет помогать... Вырос, Стал выпивать. Заявил: — На мать наплевать.
|
Биография
Родился в Москве. В 1929 году попал в детский дом, откуда сбежал в 1939 году. С 1934 по 1937 год был воспитанником музыкальной команды Красной Армии. В 1937—1940 годах работал в Новороссийске на электростанции. Окончил военное училище. С 1940 по 1946 год служил в армии. На Отечественной войне дважды был ранен. Войну закончил в Праге.
Активно писать начал в середине 50-х, когда был создан первый цикл «барачных» стихов, давший вектор развития Лианозовской группе. Публиковал также детские стихи (при содействии Генриха Сапгира). В 1960-х печатался на Западе. В СССР публиковался с 1988 года.
|
Прямая речь
В общем, мне кажется (это не с тем, чтобы похвалить себя, поймите правильно), что люди не могли равнодушно относиться к моим стихам. Они могли их либо хвалить, либо ругать. Но ругать — это, конечно, официальная критика. Как-то раз я, что называется, обнаглел и дал в "Советский писатель" рукопись на рецензирование. Рецензию написали, конечно, отвратительную, и ничего не получилось. Но вообще с публикациями я не торопился, да и, откровенно говоря, потом мне на это стало просто наплевать. Я знал твердо: придет время нашим стихам — и моим, и Генриха Сапгира, и Яна Сатуновского, с которым я очень дружил, и Всеволода Некрасова, обязательно придет такое время.
|
Предложный падеж
Искусство Игоря Холина ясно и реально. Факт самой жизни является предметом его поэзии. Холин настаивает на том, что стихи не обязаны идти «от души», не обязаны быть лирикой. Что могут быть и такие стихи. Вещи Холина очень показательны: они показывают что-то определенное и делают это конкретно, очевидно. Холин, переведя обэриутский игровой релятивизм из гносеологической плоскости в онтологическую, разрушил проклятие социального мифа его же оружием, создав собственный барачный антимиф. Смерть языка (главное следствие общей духовной катастрофы) преодолевалась не попытками воссоздания классических образцов, а кардинальным изменением художественной точки зрения, эстетического ракурса. Структура языка, его материальная оболочка остается неприкосновенной, но уходит отравленный воздух, меняется среда, само пространство; и в новом пространстве можно дышать. Оживает не мертвый язык социума, оживает речь, превращаясь в живой художественный язык. Искусство снова может говорить.
|
Библиография
|
Стихотворения с посвящениями
Париж: Колобок, 1989
Жители барака
Стихи. — М.: Прометей, 1989. — 32 с.
Воинрид
М., 1993
Лирика без лирики
М.-Париж-Нью-Йорк: Третья волна, 1995
|
Избранное
Стихи, поэмы. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 316 с.
Избранная проза
М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 643 с.
Поэмы
М.: РИК Русанова, 2005. — 144 с.
|
|
|
|
|
|