Юлия Качалкина
критик, поэт, редактор
Родилась в 1982 году

Биография

Окончила факультет журналистики МГУ. Публиковала критические статьи в газетах «Экслибрис НГ», «Книжное обозрение», «Известия», журналах «Знамя», «Дружба народов», «Октябрь», «Арион», «Пролог», «Интерпоэзия» и пр. С 2004 г. редактор отдела публицистики журнала «Октябрь». Стихи печатались в журналах «Октябрь», «Знамя», «Новая Юность».


Прямая речь

“Право же — настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее”, — когда-то совсем по другому поводу писал Чехову Горький. Перефразировав его, скажем: настала нужда в поэтическом — причем нужно очень хорошо понимать, что “поэтическое” в данном употреблении столь же далеко отстоит от поэзии, сколь “сентиментальный” от “сентиментализма”, а “романтический” от “романтизма”. “Поэтическими” могут быть походка, манера говорить, смотреть, есть, не есть (тоже вариант — довольно забавный с точки зрения этикета и психологии. Так, говорят, членам королевской семьи Великобритании запрещено есть на публичных банкетах и приемах, можно лишь пить, — объясняется это присутствием рядом людей с видео- и фотокамерами, которые в любой момент могут запечатлеть искаженную жеванием мимику монаршего лица. Понятное дело, параллель между придворными журналистами и литпапарацци весьма приблизительна, однако в жанровом отношении она существует и влияет на поведение поэтов). Также “поэтическими” могут быть голос (при растущей популярности живого чтения стихов этот фактор становится весьма актуальным — впору преподавателям сценической речи задуматься о том, чтобы расширить контингент своих потенциальных учеников), прическа и даже макияж. Относительно прически, сколько бы смешными ни казались иным мои наблюдения, могу сказать совершенно ответственно: подавляющее большинство поэтесс (и причисляющих себя к таковым) носит челки. Не ахматовские, не цветаевские, но обязательно прямые и густые — причем отрубаются эти челки в любой прическе, даже порой не рассчитанной на этот рискованный эксперимент.

Все это — вторичные признаки поэта, но они первичны для публики и именно по ним сегодня поэты опознаются как поэты, наряду с актерами и телезвездами. Вхождение поэзии в другой культурный дискурс, переход из области книжного бытования в область развлекательных искусств влечет за собой неминуемое огрубление типологических критериев и даже перекодировку, при которой вторичные признаки поэта выходят на первый план — как наиболее массовые и понятные.

Куда ушел поэт?..
Арион, 2007, №1






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service