|
|
|
 |
Елена Фанайлова
поэт
Родилась 19 декабря 1962 года
Фото: Дмитрий Беляков, 1999
|
|
Визитная карточка
|
(Памяти деда)
Я как солдат приходя с войны говорит жены: Проверь мне полные карманы́ набитые ржи Подай нам полные стаканы́ налитые ржой И больше не исчезай
Но я опять уходить должон Хотя за окнами держится пурга
Я видел дюны и облака и ты не помнила кулака Поддай огоньку и скажи мне песню про ямщика Скажи моему старику пускай бережёт На стадионе уже свистят и слышны хлопки Мои товарищи у стены
Когда мы двигали зоопарк как за горизонт Как волейбол, волшебные шахматы, городки И артиллерия рассказала за всё взахлёб Я грыз янтарь, а ты казалась за бирюзой
И больше меня не спрашивай, не терзай
Их англичане зарыли в землю по самый лоб, Забили склеп, положили грудию валуны Они стояли на своём, отчётливо так видны Я помню кости, сжатые добела Я знаю о чём говорю, наложив в штаны, Пока другие праздновали Берлин.
Я ехал кумом и королём, и мы по третьей нальём За всех, кто стали гнильём. А та, что приедет потом с дитём – её прогони, Но матом не нажимай и мне ничего не скажи, Поскольку битва шла не только за урожай.
Я как солдат прихожу домой и ни боже мой Такая стоит надземная тишина Хоть делай ремонт, хоть смотри в трюмо Хоть в раме дверной Накроет оно: кто я здесь и кто здесь он
|
Биография
Окончила Воронежский мединститут и Воронежский университет (по лингвистической специальности), шесть лет работала врачом, преподавала на факультете журналистики (курс "Психология рекламы"). В настоящее время журналист, корреспондент Радио "Свобода" с 1995 г. Публикации с конца 80-х. Лауреат Премии Андрея Белого (1999), первый лауреат премии "Московский счет" (2003).
|
Прямая речь
Мне кажется, я работаю довольно традиционно. Что до дела, то это скушная и старая история, потому что пишу стихи тридцать пять лет (ужас). Меня никто не направлял, кроме матери, но она рано умерла. Была учительницей литературы. В провинции не у кого учиться. Мои две или три попытки поговорить с местными литераторами (18 лет, 25 лет, 29 лет) заканчивались приступом тошноты и ужасом оттого, что я могу быть на них хоть немного похожа. В тринадцать лет я поклялась деревьям за школьным двором, что стану новым Пушкиным. Я брала все, что плохо лежит, как сорока, и делала своим. Русская поэзия мною основательно обокрадена. Полагаю, кое-что мне удалось вне зависимости от моей вполне банальной любви к Апухтину и Некрасову, Мандельштаму и Гумилеву, Кузмину и Хармсу, список бесконечен. Его хронологически замыкает пара вполне здравствующих товарищей. Как действующую литературную фигуру меня легитимизировал в начале девяностых редактор рижского журнала «Родник», прозаик Андрей Левкин. Справедливости ради следует сказать, что он же какое-то время влиял и на манеру составлять звуки. Из интервью
|
Предложный падеж
…каждое отдельное стихотворение Елены Фанайловой, будучи помещенным в другой контекст (сборника нескольких авторов, журнала, антологии), немедленно шагнет вперед из общего ряда, окажется в числе хитов, а кроме того, достаточно полно и честно расскажет о своем авторе, как осколок голограммы - о целой картинке. Леонид Костюков Скажу сразу: Елена Фанайлова выделяется для меня в современной русской поэзии той решительностью, с какой отдает пространство своих стихов голосам других. На этом пути к «несобственно-прямой» речи Фанайлова не одинока, некоторых из своих разрозненных спутников она называет в интервью, к книгам других обращается в статьях. По конструкции и новый ее сборник — «роман голосов» (один из заголовков, который я мысленно примерял к своей рецензии), причем роман, рефлектирующий над таким непривычным состоянием и оправданием лирики. Борис Дубин Смерть и любовь для Фанайловой не то что рядом, они путаются, или обмениваются атрибутами. Фанайловская любовь - с косой (имеется в виду сельскохозяйственный инструмент): «Приходит любовь, ведет, ведет,//За руку бродит, за руку берет.//Приходит, убьет, убьет» - с этими великолепными повторами, усвоенными Анашевичем, который довел их почти до совершенства. Кажется, что «убьет», именно оттого, что «бродит», «ведет», еще «возвращается» и проч. Это неотвязная, постоянная любовь, любовь-хвост. Владеет, обладает, расходует, доводит до изнеможения, как княжну в объятьях Стенки. Это всегда буквально физическое воздействие: амортизация - слово, которое, как понятно, и само включает в себя наименование любви. Олег Дарк Время поэзии Елены Фанайловой наступает тогда, когда больше не хочется еще стихов - ее пристальным читателем скорее всего окажется тот, кто утомлен спецэффектами и равнодушен к трюкам. Стихотворения Фанайловой не расфасованы в упаковку, не завернуты в блестящие фантики замысловатых рифмовок и самодостаточных метафор, привлеченных ради красного словца. Стихотворения, собранные в этой книге, прежде всего содержательны, что, казалось бы, является странным комплиментом для поэзии - по крайней мере, для поэзии последнего столетия. Но вот, похоже, и в поэзии наступают иные времена, когда износилось все изысканное, а чемпионство в языковых играх стало неким этапом ученичества - и Фанайлова миновала этот этап, приобретя необходимые навыки мастера, если угодно, школу. Александр Секацкий
|
Библиография |
Стихи. — СПб.: Митин Журнал, 1994. — 36 с.
Стихи. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 140 с.
Стихи. — М.: ОГИ, 2002. — 64 с.
|
Русская версия
М.: Запасный Выход, 2005. — 144 с. + CD — (Серия «Внутренний голос»).
Чёрные костюмы
Стихи. — М.: Новое издательство, 2008. — 96 с.
Лена и люди
Авторский сборник. — М.: Новое издательство, 2011. — 128 с.
|
|
|
 |
 |
О ней пишут
Александр Житенёв
Политика субъективности в поэзии Елены Фанайловой
Александр Иличевский, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Аркадий Драгомощенко, Александр Скидан, Антон Очиров, Татьяна Щербина
Станислав Львовский
Линор Горалик
Валерий Шубинский
О стихах Елены Фанайловой
Андрей Левкин
О стихах Елены Фанайловой
Михаил Айзенберг
Книжная полка Владимира Губайловского
Владимир Губайловский
Елена Фанайлова. С особым цинизмом. — М.: Новое литературное обозрение, 2000.
Александр Гаврилов
Четыре рецензии на книги Петровой, Фанайловой, Айзенберга и Стратановского
Леонид Костюков
О «Русской версии» Елены Фанайловой
Борис Дубин
Александр Скидан
Из цикла «Венок портретов современной русской поэзии»
Олег Дарк
Предисловие к книге Елены Фанайловой «С особым цинизмом»
Александр Секацкий
Интервью с Еленой Фанайловой
В. Поляковский о стихах Е. Фанайловой
Транскрипт беседы с Юлием Гуголевым и Еленой Фанайловой
Тексты на сайте
Воздух, 2024, №43
Дневник лета 2018
Воздух, 2020, №40
В.Аристов, И.Ахметьев, Л.Шваб, А.Горбунова, В.Лехциер, Е.Фанайлова, Д.Григорьев, А.Александров, Е.Соколова, Д.Да, Г.Геннис, И.Ермакова, Д.Веденяпин, Г.-Д.Зингер, П.Андрукович, Д.Ларионов, О.Васякина, Л.Юсупова, К.Коблов, К.Капович, Д.Строцев
Воздух, 2016, №2
Дмитрий Григорьев, Артём Верле, Фёдор Сваровский, Павел Банников, Арсений Ровинский, Елена Фанайлова, Мария Галина, Андрей Сен-Сеньков, Елена Глазова
Воздух, 2015, №3-4
Воздух, 2014, №4
Воздух, 2010, №3
Воздух, 2010, №1
Митин журнал— Вып. 51 (весна 1994). — С.175-180.
Воздух, 2009, №1-2
Воздух, 2009, №1-2
Воздух, 2008, №4
В тексте Левкина есть что-то, чего не видно в мире. То ли небесные силы, то ли кремлевские тайны
OpenSpace.ru— 8 сентября 2008 г.
OpenSpace.ru— 14 мая 2008 г.
Предисловие к книге Григория Дашевского «Дума Иван-чая»
Дума Иван-чая— М.: Новое литературное обозрение, 2001
Новая Русская Книга— 2000, № 4-5
Радио Свобода— 10 декабря 2006
Рецензия на книгу А. Скидана «В повторном чтении»
Знамя— 1999, №11
Сайт радио "Свобода"
Новая русская книга— 2001, №1
Воздух, 2007, №2
Воздух, 2006, №4
Воздух, 2006, №3
Транскрипт программы
Радио "Свобода"— 25.03.2002
Транскрипт программы
Радио "Свобода"— 25.02.2002
А. Петрова. Линия отрыва. — СПб.: Северо-Запад; Митин журнал, 1994.
Знамя— №1, 1998
Критическая масса— №2, 2004
Транскрипт программы
Радио Свобода— 27.05.2007
|
|