Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Москва

к списку персоналий напечатать
Николай Александров на вечере авторов книжной серии ''Премия Андрея Белого'' в клубе ''Улица ОГИ''. Москва, 25.01.2007.
Николай Александров
критик, филолог
Родился 4 февраля 1961 года

Фото: Дмитрий Кузьмин, 2007

Биография

Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института мировой литературы, кандидат филологических наук (1991, диссертация о прозаике Александре Эртеле). С 1986 г. сотрудник Музея Пушкина в Москве, затем заведующий Музеем-квартирой Андрея Белого на Арбате. С 1990 г. литературный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», затем одновременно ведущий программ телеканала «Культура» «Порядок слов» и «Разночтения», руководил также отделом «Литература» на интернет-портале OpenSpace.Ru. Ведет программу «Книги на Дожде» на телеканале «Дождь», книжные новости «Порядок слов» на «Общественном телевидении России». Преподаёт в Российском государственном гуманитарном университете, доцент кафедры литературной критики.
Прямая речь

Критик невольно отравляется актуальностью, буднями литературного процесса. У него сбивается прицел и притупляется чутье от постоянного отслеживания и прочитывания новинок отечественной (и зарубежной, — что, кстати сказать, мало кому удается совмещать) словесности (так что время от времени обращаться к истории литературы — очень даже полезно). Он вынужденно дает завышенные или заниженные оценки, бывает излишне резок или восторжен. Он и должен быть таковым, поскольку не имеет права быть равнодушным. Он посредник между читателем и писателем, даже, если угодно, — шпрейхшталмейстер.

Из ответа на опрос «Критика: последний призыв» // Знамя, 1999, № 12
Предложный падеж

Критик-универсал, системно работающий в нескольких «средах», Н.Александров наделен точным чувством жанра. Отсюда умение говорить практически с любой аудиторией без игры на понижение. Отсюда же широта стилистического диапазона. «Филологический темперамент», столь очевидный в его «толстожурнальных» статьях о поэзии, никогда не исчезает до конца — он становится фоном, практически незаметным, но для внимательного слушателя (читателя, зрителя) всегда ощутимым. <...> Практически за каждой его характеристикой, за каждой оценкой (несмотря на стремление критика к внешней безоценочности, его «плюсы» и «минусы» вполне очевидны) стоит не проговариваемое, но от того не менее значимое чувство контекста, причем контекста не только литературного, но и шире — общекультурного.

Михаил Эдельштейн. Беседа с Н. Александровым
// Русский журнал, 5.06.2003
Библиография
Силуэты пушкинской эпохи
М.: Аграф, 1999. — 320 с.

Тет-а-тет
Беседы с европейскими писателями. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2010. — 416 с.
С глазу на глаз
Беседы с российскими писателями. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2012. — 376 с.

О нём пишут

Интервью с Николаем Александровым

Тексты на сайте

Лехаим— № 4 (240), апрель 2010

Александр Тимофеевский. Песня скорбных душой. Книга стихотворений. М.: Книжный сад. 1998
Дружба Народов— 1999, №12

О книге Дине Рубиной «Холодная весна в Провансе»
Сайт Дины Рубиной

OpenSpace— 19 ноября 2008 г.

О романе Леонида Зорина «Трезвенник»
Дружба народов— 2001, №5



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service