Алексей Алёхин
редактор, поэт, прозаик, критик
Родился в 1949 году

Визитная карточка

САД ПОЛОМАННЫХ СТАТУЙ

гипсовые щиколотки девушки с веслом
сандалии пионера с горном
копыто маршальского коня
бронзовые башмаки вождя

администрация сожалеет о скоротечности времени
выгул собак запрещен

каменные ягодицы мыслителя


Биография

Учился на оптико-механическом факультете Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (1966—1970), не окончил. С 1965 года публиковался как журналист, в 1969—1990 годах работал в журнале «Советский Союз», член Союза журналистов СССР (1975), в 1982 году окончил факультет журналистики МГУ. В 1987 году дебютировал со стихами в журнале «Простор» (Казахстан). В 1990—1991 годах работал в журнале «China Pictorial Magazine» (Пекин). В 1993 году основал и возглавил первый в России специализированный поэтический журнал «Арион». Первая книга вышла в 1994 году. Лауреат премии «Петрополь» (2004) и премии журнала «Новый мир» (2013).


Прямая речь

В наше время, когда полмира посходило с ума на своем праве на самоопределение, заветное самоопределение само свалилось на поэтов: слава Богу, мы им нынче не нужны! Поэты остались в одиночестве, но в неплохом одиночестве: с карандашом и бумагой. Напобывавшись «больше чем поэтами», они могут теперь побыть самими собой. Они — по крайней мере, временно — никому ничего не должны. Работа поэта вообще кончается, как только стихотворение перебелено. В крайнем случае, когда вышла книжка и несколько вещей из нее прочитаны на устроенной издателем презентации.

Из эссе «Поэт без читателя»
// Арион, 2006, № 3



Я даже помню тот миг, когда меня осенило. Был февраль 1970 года, я шел среди сугробов по Арбату, и, как сейчас помню: в стеклянной будке сидел мальчишка-чистильщик обуви и читал толстую книгу, кажется, «Три мушкетера», и шел снег... И во всем этом был какой-то поэтический смысл: сложилась картинка, которая тут же юркнула куда-то, исчезла, будто нырнула в сугроб. И я понял, что вся штука в том, что ее словесный эквивалент уже обладает ритмом, и ритм этот значим и непереводим ни в какой заданный размер, а если его не мучить, то и эта, и любая другая «картинка» – запишется словами, и все сохранится. Я попробовал. С тех пор я пишу верлибром.

Из беседы с Андреем Грицманом
// Интерпоэзия, 2006, № 4


Предложный падеж

О стихах Алехина не скажешь, что это ювелирная работа, как писали некоторые критики. Это напоминает скорее не тщательные акварели Сурикова, а легкие иллюстрации Трауготов, где поверх черных силуэтов смело ложатся неровные цветовые пятна. В произведениях поэта действительно множество ярких, однородных, без оттенков, цветов. Но вообще картинки Алехина выполнены в довольно традиционной, хотя и не без изящества, манере. И вполне понятны, даже несмотря на то, что в них отсутствуют знаки препинания, что написаны они не совсем привычным для широкого читателя свободным стихом. Верлибр Алехина вряд ли назовешь радикальным. Это именно тот случай, когда свобода является осознанной необходимостью.

Лиза Новикова. Доступная Европа
// Знамя, 1998, № 6


Библиография

Вопреки предвещаниям птиц
М.: Издательство Русанова, 1994. — 157 с.

По воскресной Европе
М.: Издательство Русанова, 1997. — 32 с.

М.: Издательство Русанова, 1999. — 64 c.

Записки бумажного змея
М.: Время, 2005. — 288 c.

Псалом для пишмашинки
М.: ОГИ, 2006. — 80 с.
Голыми глазами
М.: АСТ: Астрель, 2010. — 399 с.

Полет жука
М.: Астрель, Аванта+, 2011. — 63 с.

Временное место
М.: Время, 2014. — 64 с.

Расскажу про Пятилапа
М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. — 48 с. — Серия «Новые волшебные истории»






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service