Александр Агеев
критик, филолог
Годы жизни: 1956—2008

Визитная карточка

Критики и всякие окололитературные люди, с прискорбием наблюдая, как мучается современная им литература — сложная, усталая, отягощенная почти неотрефлектированным постыдным опытом прошлых лет, помнящая о скелетах в своем шкафу, множащая в поисках выхода из тупика всевозможные “измы”, — неминуемо начинают мечтать о простом и красивом решении всех проблем, о явлении deus ex machina, об Александре Македонском, который разрубит Гордиев узел. В русской традиции эта мечта трансформируется обычно в ожидание “самородка” — большого, необработанного, не тронутого интеллигентской “порчей”, подлинного и цельного таланта, который должен явиться непременно с какой-нибудь — социальной или географической — периферии и сказать свое “весомое, грубое”, простое Слово, восстановить подорванные декадентским релятивизмом истинные ценности, порвать паутину хитромудрых “концепций”, которая оплела литературу и не дает ей дышать и двигаться вперед. Хорошо, ежели и внешне этот “самородок” будет являть собою контраст хилому, вырождающемуся племени современных литераторов — то есть будет и молодой, и сильный, и красивый.



Биография

Родился в Иваново. Учился в Ивановском энергетическом институте, затем на филологическом факультете Ивановского университета и в его аспирантуре. Кандидат филологических наук (1985), преподаватель кафедры советской литературы (1981—1992), доцент (1992). С 1991 г. в течение 10 лет заведовал (последовательно) отделами публицистики и библиографии журнала «Знамя», одновременно публикуясь в газетах («Независимая», «Новая», «Литературная», «Известия» и др.) и массовых журналах и ведя авторскую рубрику «Голод. Практическая гастроэнтерология чтения» в сетевом Русском журнале, — итог этому периоду был подведен сборником статей «Газета, глянец, Интернет: Литератор в трех средах» (2001). Заведовал отделом общества в журнале «Профиль», был колумнистом газет «Время МН», «Газета», «Взгляд». Академик-учредитель Академии российской современной словесности (1997). Лауреат премий журналов «Литературное обозрение» (1989, 1990), «Знамя» (1999).


Прямая речь

Есть в самом жанре что-то, что позволяет профессионально написанным рецензиям, даже вырванным из газетно-журнального контекста и помещенным в собрание сочинений, не превращаться в гербарий, а нести свой контекст в себе.

Рецензия — хотите вы этого или не хотите — жанр "прямого действия", сильнейший инструмент влияния на всех участников так называемого "литературного процесса", то есть на писателя, читателя, издателя.

Кое-что о рецензии // Новое литературное обозрение, 2000, №44.


Что же мы приобрели за 20 лет относительной свободы? Пока что не очень отрефлектированный опыт. Это ж счастье какое — работаешь в богатом еженедельнике, пишешь, как каторжный, статью в каждый номер, на втором году службы тебя вдруг вызывает на рандеву владелец издания, банкир и прочее-прочее, и говорит: "Что же это вы пишете? Вы что, продались мировому империализму? Хотите сладко жить?" В ходе беседы выясняется, что владелец вполне себе "правого", либерального издания — по убеждениям "левый", чему не мешает особняк в Люксембурге, куда он улетает на каждый уикенд, и прочая собственность. Короче говоря, работодатель не выдержал моей "свободы слова", и под псевдонимом написал (первый раз в жизни!) в собственный журнал статью "против" меня. Отредактировав и сократив, ее напечатали как "письмо читателя". Тогдашний главный редактор журнала прислал ее мне "мылом" в подлинном виде, обозначив в окошке "тема" — "Свобода слива". "А что? — подумал я тогда, — меня не уволили, не запретили писать, ответили публично. Чего ж еще желать? Свобода!"

И все-таки свобода — это что-то другое. Либо ты мрачный йог, заведомо от всего свободный, либо ты нормальный человек, вынужденный путем разнообразных компромиссов удерживать некий хрупкий баланс между желаемым и наличным. Свободе надо учиться.

Из опроса журнала "Знамя"
"20 лет на свободе"


Предложный падеж

Ирина Роднянская заметила как-то, что А.Агеев не любит слово "пафос". Слово не любит. А вот пафосом не брезгует. Просто лучше других скрывает. Пафос этот, часто невыговариваемый, но всегда присутствующий в фундаменте, направлен, как мне видится, в первую очередь, на отстаивание представлений о литературе как о безусловной ценности, сомнения в которой уместны лишь до известного предела и, скорее, по частным поводам. Членение на "культурное" - "варварское" или даже "сакральное" - "профанное" (хотя это, казалось бы, понятия уж совсем не из агеевского мира) постоянно присутствует в сознании критика и достаточно часто и отчетливо проявляется в его текстах.



Интересно глубинное противоречие живого человека, что, зная о "бессмысленности" своего дела, им все равно занимается. Яростно. (Хотя скажи Агееву что-нибудь про "упоение в бою" — только хмыкнет.) Отплевываясь. И — страшно вымолвить — с удовольствием.

Андрей Немзер
Право голода


Библиография

Первое слово
Стихи. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1979.

Газета, глянец, интернет. Литератор в трёх средах
М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 512 с.

Конспект о кризисе
М.: Арт-Хаус Медиа, 2011. — 560 с.
Голод
М.: Время, 2014. — 672 с.







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service