Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Москва

Новости напечатать
Стартовал новый проект группы «Культурная инициатива»

14.02.2008
13 февраля проект «Культурная инициатива» открыл новый проект: цикл лекций по русской литературе 1950–2000-х годов под общим названием «Система координат». С первой лекцией, посвященной концепции «нового эпоса», выступил Фёдор Сваровский.

Иллюстрируя свои соображениям стихами Арсения Ровинского, Леонида Шваба, Павла Гольдина, Сергея Круглова, Павла Настина и других авторов, Сваровский в развитие своей прошлогодней статьи в журнале «РЕЦ» (вып. 44, июнь 2007) описал стратегию «нового эпоса» как построенную на игре контекстов (в отличие от модернистской игры слов и постмодернистской игры смыслов), на движении рамки по плоскости реальности при максимальной отстраненности, непроявленности авторского голоса. При этом языковые характеристики высказывания отходят на второй план и могут варьироваться сколь угодно широко, от научного доклада до разговорной речи. «Новый эпос» также характеризуется, по Сваровскому, представлением героя, находящегося в том или ином конфликте с обществом, в критической, переломной ситуации. Назвав среди предшественников «нового эпоса» Виктора Полещука, Сваровский отметил, что в массовом порядке стихи этого рода стали возникать в русской поэзии лишь в последние годы, и связал появление этой новой волны с кризисом «новой искренности». При этом Сваровский пояснил, что высказываемые им соображения в значительной степени разделяют Ровинский и Шваб, у других же авторов, вплоть до Бориса Херсонского и Марии Степановой, он усматривает черты «нового эпоса», что называется, «без спроса».

По предложению Сваровского со стихами выступили также поэты, которых он причисляет к «новому эпосу». При этом Игорь Жуков и Андрей Родионов ограничились чтением своих произведений, а Линор Горалик заявила о собственном понимании «новой эпичности», определив ее через фокусировку авторского внимания на приметах и свойствах времени, самом характере его протекания; в связи с этим Горалик прочитала стихи Станислава Львовского и Елены Фанайловой – двух поэтов, которые в наибольшей степени отвечают её пониманию «нового эпоса».

В дискуссии преобладала мысль о том, что некоторое явление Сваровским действительно зафиксировано, однако ни его границы, ни способы его описания у Сваровского недостаточно основательны. В частности, Татьяна Щербина отметила, что многим определениям Сваровского отвечают ключевые тексты Льва Рубинштейна и Дмитрия Александровича Пригова, а Станислав Львовский привёл пример Ярослава Могутина, также вроде бы соответствующего озвученным критериям, но на интуитивном уровне никак не поддающегося сближению с названными Сваровским авторами. Львовский также оспорил утверждение Сваровского о второстепенности языкового аспекта в «новоэпической» поэзии, заметив, что отточенность мастерства совершенно необходима и для убедительного воссоздания разговорного, сниженного, псевдонаучного и других не столь типичных для более ранней поэзии стилистических регистров. Данила Давыдов и Илья Кукулин сосредоточили свою критику на самом понятии «нового эпоса», показав, что терминологически тексты, обсуждаемые Сваровским, к эпосу отнести никак нельзя. По мнению Кукулина, правомернее говорить о «новой балладности». Кроме того, Кукулин заметил, что на «новоэпическую» поэзию заметное влияние оказал кинематограф – назвав как пример «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (Игорь Жуков добавил к этому наблюдению признание в том, что композиция его серийных текстов возникла с оглядкой на фильмы Жана-Люка Годара). Завершил дискуссию Дмитрий Кузьмин, заявивший, что анализ поставленных в ходе беседы проблем следовало бы перенести в академическую аудиторию, выступление же Сваровского правомерно рассматривать как групповой манифест, вполне напоминающий манифесты символистов или футуристов стремлением заявить общность нескольких подписантов как головную, авангардную часть общего для всей национальной поэзии движения. При этом, по мнению Кузьмина, интереснее всего сам факт появления такого манифеста, поскольку за последние 20 лет авторы значительного художественного уровня не выступали с декларациями своей эстетической общности, оставив такой способ группового самоопределения литераторам глубоко второстепенным, и тут можно предполагать симптом какого-то крупного перелома в литературном развитии.


Новости

rss

Шестой фестиваль поэзии, саунд-арта и видеоарта «Поэтроника»

Фестиваль, объединяющий в одной программе поэтов, мастеров саунд-арта и визуальный ряд, в шестой раз прошёл в Москве в Культурном центре «ДОМ». Его бессменные кураторы, поэт и композитор Павел Жагун и видеохудожник Эльвира Жагун, как всегда пригласили к участию и совсем молодых, и уже хорошо известных авторов.
21.12.2013 / далее

17-летие «Авторника»

3 декабря 2013 года не вполне обычный литературный вечер прошёл в Москве: завсегдатаи литературного клуба «Авторник», собиравшегося еженедельно в 1996–2006 гг., решили вспомнить былое и собрались в прежних стенах.
03.12.2013 / далее

Сто тысяч поэтов во имя перемен

24 сентября по призыву американского поэта и гражданского активиста Майкла Ротенберга по всему миру прошли уличные поэтические чтения под девизом «Сто тысяч поэтов во имя перемен», в ходе которых на разных языках поэты разных стран обратились к согражданам со стихотворным призывом к миру и диалогу. Сообщается, что стихи в рамках акции звучали в 550 городах 95 стран. Россия в этом списке была представлена поэтической встречей в Тургеневском сквере (кафе «Экслибрис»).
25.09.2011 / далее

Современные авторы о школе

С новым сезоном московский литературный клуб-кафе «Экслибрис» открыл и новый цикл вечеров, организованных по тематическому принципу. 2 сентября поэты и прозаики разных поколений собрались для того, чтобы вспомнить школу.
03.09.2011 / далее

Презентация книги Максима Амелина «Гнутая речь»

Поэт, эссеист и издатель Максим Амелин представил в клубе «Классики XXI века» масштабный том избранного. Книгу «Гнутая речь» (М.: Б.С.Г.-Пресс, 2011) составили стихи и заметки более чем за полтора десятка лет творчества.
05.05.2011 / далее

Архив новостей

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service