Москва. Новости

Фестиваль «Поэтроника 2008»

28.04.2008

26 апреля в Культурном центре «Дом» прошёл первый фестиваль современной поэзии и саунд-арта «Поэтроника 08», подготовленный и проведённый Павлом Жагуном – широко известной фигурой в мире электронной музыки (проекты «F.R.U.I.T.S.», Piezo и др.) и постепенно выходящим на литературную авансцену поэтом (первые публикации в периодике и первая книга стихов «Радиолярии» появились в 2007 году). Такое сочетание двух ипостасей в одном человеке позволило добиться беспрецедентной масштабности и интенсивности диалога между двумя достаточно далекими друг от друга видами искусств.

Музыкально-поэтические акции – не новость для московской литературной жизни: широкий круг поэтов принял участие в недавнем музыкально-поэтическом перформансе Владимира Смоляра «Бестиарий», целиком под эмбиент-нойз в исполнении новокузнецкого музыканта Дмитрия Кравчука прошёл в 2002 году Второй мартовский фестиваль молодых поэтов, многолетнее сотрудничество разных литераторов с Алексеем Айги и Сергеем Летовым хорошо известно, и даже непосредственно в стенах центра «Дом» уже проходила презентация одного из номеров журнала поэзии «Воздух», в ходе которой часть стихотворений звучала под музыку участвовавшего и в нынешнем фестивале Алексея Борисова. Однако «Поэтроника» впервые поставила перед собой задачу панорамного представления обоих видов искусства, демонстрирующего разброс индивидуальных поэтик внутри единого эстетического пространства; в связи с этим именно в рамках этого проекта в фокусе внимания оказалось равноправие участников диалога, поставленное как задача (с которой разные поэты и музыканты справлялись с разной степенью успешности).

Спектр приглашённых для участия в фестивале поэтов был, что отчасти естественно для экспериментального по духу проекта, заметно смещён в сторону младшего поэтического поколения, представленного Диной Гатиной, Марианной Гейде, Василием Бородиным, Михаилом Котовым, Андреем Молем, Евгенией Сусловой, Данилом Файзовым и Андреем Черкасовым; предыдущее поколение представляли Данила Давыдов, Станислав Львовский, Валерий Нугатов, Дмитрий Кузьмин, Андрей Сен-Сеньков и Юрий Цветков, а из более старших авторов на фестивале выступила только Татьяна Щербина (и сам Павел Жагун, находившийся, однако, в особом положении, потому что музыкальный ряд к собственным стихам он делал себе сам). При этом диапазон представленных поэтических тенденций оказался достаточно широк: можно считать, что фестиваль доказал принципиальную открытость самых разных авторских манер – от публицистических памфлетов Щербины до утонченных лирических медитаций Сен-Сенькова, от лаконичных афоризмов Цветкова до фрагментарной криптографии Черкасова – возникающим в диалоге с музыкой семантическим и экспрессивным транформациям. Музыканты, со своей стороны, также показали весь диапазон возможностей сегодняшнего электронного авангарда – от исчезающе минималистичного звука, избранного на этот раз Алексеем Борисовым, до неожиданного подключения живой губной гармоники в треке Романа Лебедева (проект Idiorythmic).

При более или менее экспромтном характере взаимодействия в большинстве музыкально-поэтических пар на первый план вышли, против ожидания, не столько ритмические особенности текстов, сколько индивидуальные свойства авторской декламации. При этом авторы пошли разными путями. Дина Гатина предельно усилила свойственную ей и без того напевную, мелодическую составляющую авторского чтения – образуя эффектный контраст с жёстким индустриальным звукорядом музыкального проекта Diona. Напротив, Данила Давыдов и Дмитрий Кузьмин совершенно изменили обычную для них манеру подачи собственных текстов, существенно замедлив темп и скрадывая метроритмические характеристики интенсивной расстановкой смысловых акцентов, благодаря чему плотность взаимодействия словесного и звукового ряда значительно возросла. В противоход к стремлению большинства выступавших поэтов усилить отчетливость и выразительность своего чтения (что можно понимать и как сознательное или бессознательное желание вступить с музыкантами в состязание) Василий Бородин, наоборот, убавил звучности и внятности в своем выступлении, в отдельные моменты убирая текст на задний план по отношению к звуку, чем затруднил, вероятно, слушателям восприятие стихотворений как таковых, но создал (вместе с музыкантом проекта Loki Clock) интригующее, цельное произведение саунд-арта.

Вечер завершился масштабным джем-сешном музыкантов и обещанием куратора фестиваля Павла Жагуна проводить его ежегодно в последнюю субботу апреля, а с 2009 года вывести на международный уровень.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service