Москва. Новости

Вечер поэтов Александра Скидана и Сергея Завьялова

28.11.2008
Кирилл Корчагин

26 ноября 2008 года в клубе «Улица О.Г.И.» прошел совместный вечер двух ярких и редко выступающих в Москве представителей петербургской поэтической школы — Сергея Завьялова (живущего в последние годы в Финляндии) и Александра Скидана. Выступающих представил Игорь Вишневецкий – и поэтически, и мировоззренчески скорее оппонент, чем единомышленник обоих авторов, связанный с ними, однако, двадцатилетним идейным и творческим диалогом.

Вишневецкий отметил, что и Скидан и Завьялов пишут так, как если бы вся русская поэзия была включена в западный культурный канон, и подчеркнул, что такой подход наилучшим образом сочетается с левой идеологией. Скидан, со своей стороны, произнес небольшую речь о поэтике Завьялова, определив ее как своеобразную постколониальную поэтику, попытку восстановления почти утраченной этнокультурной идентичности (мордовской).

Программа чтения Скидана была распределена почти поровну между оригинальными стихотворениями и переводами из Майкла Палмера, чьи стихи 1980-90-х гг. обнаружили знаменательные переклички с сочинениями самого Скидана 1990-х. Эти тексты характеризуется усиленной визуальной образностью, призванной обнажить внутреннее содержание предмета. В новых текстах Скидана отчетливее, чем прежде, проявлен социально-политический посыл, не приводящий, однако, к упрощению идейной основы, – характерен, в частности, прочитанный им цикл памяти Дмитрия Александровича Пригова, балансирующий на грани искренней скорби и насмешки.

Сергей Завьялов выступил с новыми текстами, написанными после выхода книги «Мелика» и переезда поэта в Хельсинки, – они должны составить новую книгу поэта с рабочим названием «Речи». В качестве ключа для понимания конструкции этих текстов Завьялов предложил известное выражение Сартра: «серьезный человек принадлежит не себе», – обосновывая тем самым принципиально отчужденное от автора многоголосье, непосредственно данное в произведениях. Завершала программу чтения Завьялова поэма, в которой с точки зрения четырех народов — эрзи, мокши, татар и русов (русских), сосуществующих друг с другом на смежной территории, – изображен приход нового мессии. Ход повествования при этом повторял соответствующие фрагменты Евангелия и Корана, измененные специфической оптикой повседневной культуры малых народностей, но подчеркнуто узнаваемые.

В заключение вечера состоялась краткая дискуссия, в ходе которой авторы высказали ряд принципиальных положений. По словам Скидана, поэзия может быть противопоставлена всей остальной литературе как не участвующая в каких-либо институтах распределения материальных благ, и это симптоматично в том смысле, что проявляет именно в поэзии потенциал сопротивления – не только на уровне «физики», но и «метафизики». Развивая эту мысль, Завьялов говорил о том, что поэзия в ее современном виде кардинально отличается от того, что традиционно называли поэзией в прошлом, и требует новых подходов.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service