Москва. Новости

Вечер саунд-поэзии в рамках третьего фестиваля экспериментальной поэзии «Лапа Азора»

19.11.2008
Кирилл Корчагин

17 ноября в Зверевском центре современного искусства прошел вечер саунд-поэзии в рамках третьего фестиваля комбинаторной поэзии «Лапа Азора». В отличие от предыдущего аналогичного мероприятия, состоявшегося здесь же 25 января текущего года, вечер не предварялся выступлением теоретиков «звучащей» поэзии. Лишь ведущий вечера — Евгений В. Харитонов — сказал несколько самых общих слов, обрисовывающих суть явления, включающего в понимании организаторов разнородный спектр явлений, по-разному соотносящихся с традиционной, текстовой поэзией и другими искусствами.

Выступившие авторы в разной степени используют в своем творчестве элементы саунд-арта. Татьяна Виноградова в сопровождении колокольчика, настраивающего слушателя на медитативный лад, прочитала несколько стихотворений, образно отсылающих скорее к традициям модерна начала XX века, наполненных инфернальной образностью и своеобразным «кладбищенским» эротизмом. Алексей Бубнов озвучил несколько импровизационных номеров под общим заголовком «Вступление к саунду и зауми», в которых текст представлен в редуцированном виде, практически лишенном собственной семантики. Минский поэт Дмитрий Строцев, один из самых заметных представителей саунд-поэзии, представил свои тексты как песни, сопровождая исполнение довольно изысканными голосовыми модуляциями, отчасти подчеркивая, отчасти затушевывая непосредственное содержание текстов. Надо заметить, что тексты Строцева легко воспринимаются и в виде печатного текста, довольно далеко отстоящего от саунд-поэзии в ее наиболее радикальном изводе. То же можно сказать и о текстах двух других участников вечера — Данилы Давыдова и Дины Гатиной. Данила Давыдов исполнил песню, чем-то напоминающую совместные работы Василия Шумова и Евгения Головина. Дина Гатина спела несколько, по ее словам, совсем старых и совсем новых вещей. Во время выступления Гатиной было особенно заметно, что происходит не «озвучивание», как во многих вещах Строцева, а сотворчество голоса и текста, причем ни один из этих компонентов не доминирует, создавая сильное эстетическое напряжение и полностью захватывая внимание слушателя. Света Литвак прочитала несколько вполне традиционных стихотворений и экспериментальных вещей в слегка театральной манере. Один из текстов был исполнен под аккомпанемент воинственного степа нижегородских поэтов Сергея Арефьева и Алексея Романова. Новосибирский поэт Борис Гринберг, известный адепт комбинаторной поэзии, по случаю презентовал свою новую книгу «Арс реверса». Его выступление несколько выбивалось из общей концепции вечера, хотя автор постарался скрасить это, прочитав наиболее фонетически насыщенные комбинаторные тексты (сам он называет этот род текстов «гиперлипограммами»). После этого вызванный из зала петербургский поэт Павел Байков прочитал стихотворение, посвященное поэту. Ведущий вечера Евгений В. Харитонов исполнил тексты, относящиеся к наиболее радикальному изводу саунд-поэзии. В отличие от предыдущих выступающих, размывая текстовый компонент, используя «заумный язык» или имитируя иностранную речь, Харитонов чаще всего не уходит от текстовой рефлексии, предлагая слушателю наблюдать за тем, как из фонетического шума рождаются названия привычных объектов, семантика которых размывается за счет настойчивого использования паронимической аттракции. Автором была исполнена электронная композиция с участием специальным образом обработанного голоса, демонстрирующая как при помощи специальной техники может быть осуществлен переход от звуков, издаваемых человеком, к разнообразным электронным шумам. Выступление упомянутых выше нижегородских поэтов Сергея Арефьева и Алексея Романова сопровождалось жесткой «нойзовой» музыкой — свои тексты они исполняли как песни, делая это в довольно бескомпромиссном ключе.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service