Москва. Новости

Презентация книжного проекта «Русский Гулливер»

15.10.2008
Кирилл Корчагин

13 октября 2008 г. в клубе «Жесть» прошел творческий вечер авторов, недавно выпустивших по сборнику в составе книжной серии «Русский Гулливер». Серию представил ее куратор Вадим Месяц, со стихами выступили также Игорь Жуков и Игорь Вишневецкий. Музыкально-шумовое оформление вечера – извлечение звуков из разнокалиберных трещоток, производившееся всеми тремя поэтами в паузах между выступлениями, – было организовано композитором Ольгой Субботиной и символизировало, видимо, рождение поэзии из звукового хаоса, отсылая к некоторому обобщенному архаическому ритуалу (такие «ритуальные» практики привычно близки Вадиму Месяцу).

Месяц открыл вечер только что написанным манифестом проекта «Русский Гулливер», начинавшимся с несколько устрашающих романтических деклараций (поэт — жрец и царь и всегда таковым будет, поэзия возвращается на авансцену во времена духовного и экономического кризиса и т.п.) и разрешающимся карнавально-травестийными возгласами вроде «нам не страшен негр с красной бородой», – всё это также в рамках архаического представления об амбивалентности ритуала, в котором пародийная сторона не отменяет сакральной.

Ноту пародийного возвеличивания и сакрального осмеяния перехватил у Месяца Юрий Орлицкий, предваривший вступительным словом выступление Игоря Жукова: по словам Орлицкого, популярность Жукова в его родном городе Иваново такова, что в обозримом будущем следует ожидать его переименования в Жуково. Жуков прочитал тексты из недавней книги «Готфрид Бульонский» и совсем новые – как и в предыдущих книгах, построенные на коллажно-мозаичном описании вымышленных миров, понимаемых, скорее, по Лейбницу как «миры возможного». Нынешний этап творчества Жукова, однако, в наибольшей степени характеризуется постоянными интеракциями этих фантасмагорических хронотопов с узнаваемой и психологически достоверной автобиографической канвой.

Игорь Вишневецкий, ранее выпустивший под маркой «Русского Гулливера» масштабное избранное «На запад солнца» (2006), представил на сей раз небольшой сборник лирики «Первоснежье». Для поэзии Вишневецкого характерна зримая метафорика, затрудненный синтаксис и способ описания действительности, неизбежно ассоциирующийся с латинской поэзией золотого века. В этих текстах происходит не столько конструирование нового мира, сколько преобразование существующего, порой до неузнаваемости, при помощи решительного изменения оптики.

Наконец, сам Месяц прочитал стихи из книги «Безумный рыбак», зафиксировавшей отход от создания масштабного мифопоэтического полотна, фрагмент которого представлял собой его предыдущий сборник «Не приходи вовремя» (2006), ради чисто лирического высказывания, практически не отягощенного необходимостью культурологического прочтения. Однако это следует воспринимать как кратковременный отдых: книга включает стихи лета 2007-го года, после написания которых автор вернулся к своим масштабным планам воссоединения архаики Евразии и Северной Америки внутри лирической поэзии.

Три представленные в ходе вечера очень различные поэтики обнаружили, таким образом, некоторое глубинное родство и способность к конструктивному диалогу лицом к лицу – на основе общего представления о поэзии как обращении к по-разному понимаемому мифу. Заинтересованному зрителю предстал вполне объемный образ мироздания, в каком-то смысле более реальный, чем тот, что дан нам в ощущениях. Всё это хорошо укладывается в стремление «Русского Гулливера» представить читателю некую поэтическую «космологию», реализующую неаналитический подход к описанию окружающего мира.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service