|
|
|
Первый Норильский фестиваль современной поэзии (пресс-релиз)
30 марта – 1 апреля 2007
27.03.2007
|
История русской поэзии за три века ее существования напоминает дерево. Авторы XVIII века – это корни: многие из них нам сегодня не видны сами по себе, но их живоносными токами так или иначе питаются все пишущие до сегодняшнего дня. Авторы XIX века – это ствол: тесно сцепленная логика событий, в рамках которой все пишущие связаны друг с другом прямыми отношениями притяжения и отталкивания. С началом XX века начинается интенсивное ветвление: поэты разных школ и направлений расходятся всё дальше друг от друга, избирая для себя различные художественные языки, различный круг эстетических проблем и задач. Русская поэзия сегодня – обширная, почти необозримая крона, и те, кто находится на разных ее краях, зачастую вообще не опознают друг друга как участников одного и того же литературного процесса. Более или менее полное представление об очертаниях этой кроны в целом требует знакомства с творчеством нескольких сотен авторов, разбросанных по всему земному шару, вплоть до Сиднея и Белиза. И опыт даже самых крупных российских поэтических фестивалей – прежде всего, Московского биеннале поэтов, – показывает, что, как ни гонись организаторы за полнотой и представительностью состава, все равно формируемый ими образ русской поэзии оказывается фрагментарным и отчасти случайным. Но возможно и другое решение: ведь современная поэзия – это не только широкая галерея персоналий, но и узел художественных и мировоззренческих проблем.
Первый Норильский фестиваль современной поэзии сформирован по проблемному принципу. Шесть приглашенных для участия в нем авторов сами по себе заметные фигуры сегодняшней литературной сцены: Михаил Айзенберг – лауреат Премии Андрея Белого, старейшей независимой литературной награды в России, Вадим Месяц два года назад стал первым лауреатом новоучрежденной Бунинской премии, Дина Гатина и Юлия Идлис в разные годы были отмечены премией «Дебют»... Однако выбор именно этих поэтов обусловлен, прежде всего, тем, что их творчество не только в полной мере индивидуально, но и рельефно проявляет некоторые важные для нынешнего состояния поэзии тенденции. Жанр парного выступления двух авторов, широко опробованный московскими литературными клубами на протяжении последнего десятилетия, хорошо подходит и для того, чтобы оттенить особенности поэтики каждого, и для того, чтобы выявить общую проблемную основу.
Имена Михаила Айзенберга и Николая Звягинцева, встречающихся в первом вечере программы, уже звучали вместе: Айзенберг был одним из рецензентов, приветствовавших первую книгу Звягинцева в 1993 году, а третий сборник Звягинцева вышел в курируемой Айзенбергом книжной серии. Оба автора выступают продолжателями широко понимаемой постакмеистической традиции – вернее сказать, той ее краевой, но очень важной линии, которая протягивается от Анненского к Ходасевичу. Для этой линии и ее сегодняшних наследников исключительно важен тонкий баланс временного и вечного, соотношение в поэтическом тексте примет сегодняшнего дня и преломляемых ими универсалий человеческого бытия. Юлия Идлис и Дина Гатина принадлежат к числу признанных лидеров младшего поэтического поколения, являются постоянными участниками разнообразных фестивалей и литературных акций, связанных с премией «Дебют», их книги изданы в выходящей под патронатом «Дебюта» серии «Поколение». Истоки поэтики Идлис и Гатиной очень разные, но есть один общий поворот: для обеих имеет большое значение пол и возраст лирического «я». Это поэзия, говорящая голосом юной девушки. А для современной поэзии (и культуры вообще) очень важна такая четкая окраска голоса принадлежностью к поколению и гендеру. Вадим Месяц и Фёдор Сваровский, в противоположность двум другим парам фестиваля, никогда, кажется, не сталкивались в рамках одного и того же литературного проекта, и их стихи на первый взгляд имеют мало общего. Месяц в последние 5-6 лет работает, главным образом, над пространным циклом «Норумбега» – своеобразным фрагментарным эпосом, который мог бы быть сложен некоторым условным северным народом (возможно, полумифическими варягами). Сваровский известен, в первую очередь, своими фантастическими балладами, герои которых – роботы, космические пришельцы и агенты немыслимых спецслужб по борьбе с ними, однако, против ожидания, ирония в зубодробительных сюжетах Сваровского присутствует в очень осторожной, прямо-таки гомеопатической дозировке. Но в сопоставлении тексты Месяца и Сваровского заставляют задуматься о том, какую роль в сегодняшней поэзии может играть мифотворчество, какую альтернативу предлагает поэзия философско-психологическому осмыслению насущного мира и места человека в нем, как и почему сегодня вместо постижения наличной реальности выдвигается попытка сконструировать другую, параллельную.
Наконец, еще один проблемный узел сегодняшнего поэтического процесса представлен дополнительной программой фестиваля – демонстрацией поэтических видеоклипов и коллажей: поэзия сегодня активно ищет новые формы своей презентации, отвечая на вызов нашего времени, переносящего центр тяжести в восприятии новой информации со словесных каналов на аудиовизуальные.
Что же касается более широкой панорамы персоналий современного русского стиха, то она представлена в рамках фестиваля выставкой «Лица русской поэзии».
Фестиваль проводится при поддержке журнала поэзии «Воздух», в задачи которого также входит как представление широкой панорамы лиц современной поэзии, так и сосредоточение внимания на ее проблемных узлах. Встречи с поэтами будет предварять вступительным словом куратор фестиваля и главный редактор журнала Дмитрий Кузьмин.
Выставка ЛИЦА РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Долгие годы независимая русская поэзия сохраняла для человека возможность культурного и эстетического самостояния. За внутреннюю свободу приходилось платить: большинство ведущих авторов 1950-80-х гг. не имело выхода к читателю, работало в подполье (иногда чуть ли не в буквальном смысле, зарабатывая на жизнь сторожами или истопниками). На рубеже 1980-90-х неподцензурная литература вышла из подполья – однако фокус общественного внимания сместился в сторону иных речевых практик. Крупнейших современных поэтов – от живых классиков до юных дарований – не узнают на улице, и даже для ценителей, хорошо знакомых с их стихами, за любимыми текстами редко встает знакомое лицо. Выставочный проект «Лица современной поэзии» нацелен на восполнение этого пробела, хотя бы в рамках отдельного выставочного пространства.
Экспонируемые фотографии современных русских поэтов, взятые из архива Интернет-сайта «Лица русской литературы», совмещены в пространстве выставки с их стихами. Листы со стихами не подписаны – на них проставлены номера, под которыми на стенах зала размещены фотографии авторов. Таким образом, отождествление понравившегося стихотворения с определенным автором и его зрительным образом дается зрителю/читателю посредством целенаправленных усилий и прочно западает в память.
На выставке можно двигаться в любую сторону: от текста к изображению и от изображения к тексту. Вглядитесь в лица поэтов: не правда ли, некоторые из них (притом для каждого зрителя – свои) вызывают желание узнать, что хочет сказать миру обладатель такого поворота головы и выражения глаз? Если так – попробуйте отыскать среди листков со стихами тот, на котором указан помещенный под фотографией номер. И наоборот: перебирая листки со стихами, наверняка вам захочется порой взглянуть в глаза автору тех или иных строк, – ищите номер с листка под фотоснимками. В конце экспозиции вы сможете узнать чуть больше об изображенных авторах из стенда с биографическими справками.
Большинство фотографий, представленных на выставке, не принадлежат фотографам-профессионалам. Поэты Дмитрий Кузьмин, Владимир Строчков, Станислав Львовский, Яна Токарева, Константин Рубахин присутствуют в экспозиции в обоих качествах: они и авторы снимков, и персонажи. Если добавить к этому списку прозаика Максима Павлова и Дмитрия Белякова, больше известного в качестве сетевого культурного деятеля (в последние годы Беляков является главным редактором сайтов по искусству guelman.ru и gif.ru), но выступавшего в разное время и со стихами, и с прозой, и с переводами, – то окажется, что современная литература делегировала в фотографию вполне представительную делегацию. Может быть, взгляд профессионала поставит в упрек этим авторам недостаточную искушенность в техническом арсенале современного фотоискусства – но зритель легко может убедиться, что фотографы-литераторы никому не уступят в искусстве видеть своего героя, схватывать характер, останавливать мгновение. Рядом с фотографиями, принадлежащими самим поэтам, вполне естественно возникают снимки, сделанные их близкими. Эрик Кроуфорд снимает Полину Барскову – свою невесту (ставшую недавно женой). Питер Орловски, супруг Аллена Гинзберга, фотографирует его гостей – и в их числе Ярослава Могутина. Внимание известных фотографов-профессионалов Татьяны Сазанской и Александра Тягны-Рядно к лицам современных поэтов – редкость и приятное исключение. Но, кто знает, может быть, это только первые ласточки – и со временем сайт «Лица русской литературы» пополнится работами других профессионалов? В сущности, для этого нужно одно: чтобы в сегодняшних поэтах и писателях были увидены культурно значимые и внутренне значительные фигуры. Эту цель преследует и наша выставка.
|
|
|
|
|
7 ноября в рамках II Красноярской ярмарки книжной культуры состоялась интернет-конференция, посвящённая первому году работы проекта «Новая литературная карта России».
На протяжении шести дней в гостях у жителей Красноярска побывали не только представители ведущих гуманитарных издательств России, но и выдающиеся поэты и прозаики.
Второй поэтический фестиваль в Норильске получился насыщеннее и разнообразнее первого и привлёк внимание не только любителей поэзии, но и тех, кто интересуется рок-музыкой, актёрской декламацией и визуальным искусством: темой фестиваля стал диалог поэзии с другими видами искусства.
11-13 апреля 2008 года один из самых северных российских городов во второй раз примет известных российских поэтов. На этот раз к поэтам присоединятся художники, а культурная среда Норильска делегирует для участия в фестивале музыкантов и актёров.
С 30 марта по 1 апреля 2007 года в Норильске впервые прошёл поэтический фестиваль, организованный Фондом культурных инициатив Михаила Прохорова при поддержке журнала поэзии «Воздух» (выступающих поэтов представлял главный редактор журнала Дмитрий Кузьмин). Чтения сопровождались показом поэтических видеоклипов и выставкой фотопортретов «Лица русской поэзии».
|
|
|
|