Егана Джаббарова
поэт, филолог
Родилась в 1992 году

Визитная карточка

SÜT
1
Жрицы Батмана
оберегающие обороняющиеся жительницы его —
города, в котором смерть выглядывает в окно,
встречают новую юную кровь-молоко
шестнадцать лет маленький сын
вместо глазниц ничто
Хатун (почти что фатум) ее зовут
она ничего не знает и пять минут
озирается пустой своей головой
пробитой выстрелами в упор
из уст ее слышится только
oglum nerdesin, kim biliyor?
2
рожденная быть земной она противилась
«Шафилия, детское Шафа»
на обратной стороне зеркала она видела себя
не рабой пустого слова «должна»
а небесной
такой, как легкие почти полуголые женщины
знаменитого греческого острова
такой как
впрочем, здесь продолжать не имеет смысла
поздним вечером бренное тело Шафы нашли рыбы
отцовской веревкой были связаны руки
не найдено ни полумесяца ни креста
3
сегодня Бануз двадцать лет
она влюблена
улыбается, за окном воздух
а завтра Бануз станет частью старого чемодана
— будет похоронена в нем
и никогда так и не узнает,
что любовь бывает без смерти и без вины
с ангелами-детьми
с разговорами по ночам
и с одним на двоих одеялом.
4
в комнате приглушенный свет
Садия в красном платье
в последний раз за жизнь
помнит только брата
и выстрелы поперек груди
5
Сара обнимает Амину и говорит
«завтра мы уйдем и не вернемся»
в последний раз Сара обнимет Амину
в отцовской машине
мертвая с мертвой сестрой
голова к голове
рука в руке
молча
6
кружатся их невинные души как дервиши
белые саваны красные колпаки
Господи упокой души их и спаси
Господи упокой души их и спаси
Господи упокой души их и спаси
белые саваны спят под ладонью земли.


Биография

Родилась в Екатеринбурге. Окончила филологический факультет Уральского университета, кандидат филологических наук. Преподает русский как иностранный. Публиковалась в журналах «Вещь», «Гвидеон», «Новая реальность», «Ликбез», «Артикль», «Плавучий мост», «Урал», «Новая Юность», «Новый мир», альманахе «Паровоз», антологиях «Шепчутся и кричат», «Современная уральская поэзия» (4 т.), сборнике квир-поэзии «Под одной обложкой». Лауреат премии «Поэтический дебют» журнала «Новая Юность» (2016). Лонг-лист (2017) и шорт-лист (2019) премии Аркадия Драгомощенко.


Предложный падеж

Отдельного внимания заслуживает сам ориенталистский колорит представленных стихов. Разумеется, перед нами не романтический феномен в духе «Кубла-хана», несмотря на вполне родственную апелляцию к визионерству. В данном случае это ещё и социально-литературное явление, связанное как на актуальность тематики мусульманской культуры в современном мире, так и собственно на прочтение самого феномена ориентализма. Вслед за Эдвардом Саидом Егана Джаббарова ставит вопрос, является ли ориентализм искусственным конструктом, следствием колонизационной политики, или присущ современной культуре в её ненасильственном развитии, и отвечает на него отнюдь не так однозначно, как автор труда «Ориентализм. Западные концепции Востока».



В поэтических текстах Еганы Джаббаровой паттерны (или матрицы?) исламской культуры — как микрочипы — вживлены в повседневный опыт самого простого человека. С чем мы имеем дело в этих текстах: с внутренней речью и здравым смыслом сложной синтетической культуры, по поверхности которой разлита трагедия как машинное масло по воде? Или это попытка говорить на языке социальных идентичностей, всегда в той же мере агрессивная, как и выступающая скудным средством прийти к консенсусу? Для меня здесь реализована поэтическая экономика аффекта как очень яркий симптом настоящего времени: она становится возможна при соединении разрозненных элементов, каждый из которых обладает силой благодаря внутренней энергии сопротивления.



Библиография

Босфор
Екатеринбург: Полифем, 2015. — 44 c.

Поза Ромберга
СПб.: Транслит, 2017. — 31 c.
Красная кнопка тревоги
Киев: Paradigma, 2020. — 60 c.


Презентация книги «Поза Ромберга». СПб., "Порядок слов", 14 дек. 2017







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service