Воздух. Новости журнала

«Воздух» в Библиотеке имени Некрасова

03.05.2016

29 апреля в московской Библиотеке имени Некрасова состоялся поэтический вечер в честь 10-летия журнала «Воздух». В отличие от мартовского юбилейного вечера, он не был дополнительно привязан к выходу нового номера журнала: инициаторы вечера из интернет-журнала «Дискурс» предложили просто представить издание наиболее показательными для него авторами. Ведущий цикла литературных вечеров в Библиотеке Некрасова, поэт Сергей Нещеретов, открывая вечер, указал на то, что «Воздух» прочно занял своё место на российской поэтической сцене, вызывая неоднозначные оценки и провоцируя разнообразную полемику; в частности, отметил он, может вызывать несогласие и недоумение вынесенная в эпиграф журнала фраза Мандельштама о том, что стихи делятся на разрешённые и написанные без разрешения (поскольку времена государственного контроля над поэзией миновали), да и претензии «Воздуха» на охват всего литературного поля и на назначение «живых классиков», не прошедших ещё «проверку временем», не могут не вызывать сопротивления. Главный редактор журнала Дмитрий Кузьмин в своём вступительном слове не преминул ответить Нещеретову, указав на то, что смысл мандельштамовской формулы куда более глубокий и универсальный, в ней противопоставляются руководящая большинством пишущих и читающих инерция традиции — и необходимый отрыв от неё, отличающий настоящее искусство. Что до «проверки временем», то, заявил Кузьмин, неверно понимать её в безличном ключе: именно этим и занимаются все активные участники литературного процесса; в связи с этим Кузьмин особо остановился на недавно вышедшем учебнике «Поэзия» и на его органической связи с «Воздухом», основанной на единых мировоззренческих и методологических посылках.

Далее выступали со стихами авторы «Воздуха», объединённые в пары: по замыслу организаторов, в таком единстве противоположностей рельефнее обнаружится присущий журналу широкий диапазон, даже если сами противоположности носят довольно случайный характер. Вечер открыли своими стихами Данила Давыдов и Дмитрий Гаричев — постоянный автор «Воздуха» на протяжении всех 10 лет его существования и дебютант, впервые опубликованный в последнем номере. Далее выступили Андрей Родионов и Владимир Аристов, представленные как авторы «тихой» и «громкой» поэзии — не только по манере исполнения, но и по риторическим особенностям, свойствам субъекта и характеру адресации (Родионов, впрочем, указал, что в его нынешнем поэтическом проекте — стихотворном дневнике в форме восьмистиший — «громкости» куда меньше, чем в текстах, с которыми прежде всего ассоциируется его имя). Фаина Гримберг и Кузьма Коблов выступили как старый поэт и молодой поэт — и это тоже было связано не только с возрастом авторов, но и с умышленными особенностями их поэтики: щемящей меланхолией ретроспекции (то вроде бы личной, то откровенно геополитической) в небольшой поэме Гримберг «Над всей страной безоблачное небо» и провокативным мерцающим (в том числе гендерно) субъектом в цикле стихотворений Коблова. Следующая пара выступающих была обозначена как авторы «стихов, похожих на стихи» (в обывательском смысле слова) и «стихов, непохожих на стихи», — в этих несколько сомнительных ипостасях выступили Геннадий Каневский и Полина Андрукович; впрочем, Андрукович разбавила свои герметичные, тяготеющие к внутренней речи дневниковые зарисовки несколькими рифмованными текстами, а Каневский, напротив, прочитал несколько нерифмованных стихотворений — однако в обоих случаях формальная уступка лишь ярче выделила устойчивую доминанту авторского художественного мира. Наконец, участников пятой пары, Фёдора Сваровского и Георгия Генниса, Кузьмин определил как создателей вымышленных миров, различие между которыми в том, что Сваровский создаёт миры фантастические (населённые убедительными существами неясной природы), а Геннис — архетипические (каждый персонаж — функция). В заключение со своими стихами выступила Наталия Азарова — автор, как было сказано, в своей идейной программе уклоняющийся от бинарных оппозиций, а в своей поэтической практике — легко встраивающийся в самые разные контексты и сопоставления.

Помимо русской поэзии, в ходе вечера прозвучали также и переводы, представленные тремя авторами «Воздуха». Алёша Прокопьев выступил со стихами немецких поэтов Пауля Целана и Герты Мюллер и датчанки Ингер Кристенсен, Кирилл Корчагин представил поэзию американца Майкла Палмера, француза Клода Руайе-Журну и канадца Пола Вермирша, наконец Дмитрий Кузьмин прочитал в своих переводах украинского поэта Михайла Григорива, француза Рено Эго, американца Ч. К. Уильямса и белорусскую поэтессу Вальжину Морт.

В заключение программы вечера, продолжавшегося более двух с половиной часов, Сергей Нещеретов обратился к Дмитрию Кузьмину с вопросом: какого идеального автора не хватает журналу «Воздух»? От определения идеального автора Кузьмин уклонился, однако ответил, что сама идея недостающего автора ему чрезвычайно близка: почти каждый номер журнала вызывает у него именно это ощущение — что какого-то важного поэта в нём не хватает, — и это оказывается стимулом для дальнейшего развития.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service