Воздух. Новости журнала

Программа журнала «Воздух» на фестивале «Киевские лавры»

26.05.2012

Крупнейший фестиваль поэзии «Киевские лавры» в очередной раз прошёл 17-21 мая в Украине, захватив теперь уже две украинские столицы — Киев и Харьков. 20 мая в рамках фестиваля состоялся и вечер, подготовленный журналом «Воздух». Чтения состоялись в киевской фестиваль-ресторации «Диван», в большей степени специализирующейся на молодёжной музыке, так что Дмитрий Кузьмин, открывая вечер, развлёк аудиторию заявлением о той гордости, с которой он выходит на сцену, на которой спустя несколько дней будет выступать сам Валентин Стрыкало, и пожелал последнему столь же отборной публики (немногочисленные слушатели, за исключением Сергея Соловьёва и украинского поэта Василя Лозинского, не принадлежали к литературному сообществу). В основу программы с участием трёх поэтов — Наталии Азаровой, Кирилла Корчагина и Андрея Черкасова — была положена идея расширения пространства индивидуального поэтического высказывания в диалогический формат того или иного рода.

Взаимодействие поэзии и музыки, на предыдущем этапе развития литературной жизни ставшее едва ли не маргинальным, судя по обилию подобных экспериментов в программе фестиваля готово превратиться в новый тренд — на фоне которого, однако, программа «Воздуха» прочитывается как одновременно проявление этого тренда и протест против него: минималистическая шумовая музыка Кирилла Широкова, перемежавшая стихотворения каждого из выступавших, функционировала скорее как знак отказа от коммуникации, организуя сбой инерции восприятия, резкий дискомфорт при переходе от одного поэтического текста к другому. Этот же императив преодоления инерции восприятия определил и возвращение выступавших к формату парного чтения, пропагандировавшемуся в конце 1990-х гг. в литературном клубе «Авторник»: в другой части вечера сперва Азарова и Черкасов, а затем Азарова и Корчагин читали, чередуясь, по одному стихотворению, так что каждое попадало в контрастный и в то же время чреватый диалогом контекст двух окружающих стихотворений второго автора.

Ортогональная различным вариантам нетривиальной звуковой презентации стихотворного текста идея его вывода в нетривиального визуальное пространство была представлена в ходе вечера, главным образом, новой работой Наталии Азаровой и художника и архитектора Алексея Лазарева в рамках их совместного цикла «Дом для стиха», в котором графический облик стихотворного текста (с учётом, однако, не только расположения строк на странице, но и визуализированного представления связывающих текст воедино звуковых и словесных повторов, синтаксических параллелизмов, взаиморасположения образов) ложится в основу архитектурного плана, превращающегося затем в проект индивидуального дома, жилое пространство которого изоморфно, по мысли авторов, лирическому пространству исходного стихотворения.

В завершение вечера миниатюры Азаровой прозвучали в исполнении синтезированных голосов из набора компьютерной программы для озвучивания введённого в неё письменного текста: прочитывание стихотворения голосом, за которым не стоит никакое понимание этого стихотворения, помимо прочих эффектов приводит и к проблематизации вопроса о возможности диалога между поэтом и читателем.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service