Очередной, 15-й по счёту выпуск журнала поэзии «Воздух» был представлен в ходе необычных поэтических чтений, прошедших 18 апреля в в Арт-центре «Гараж», где накануне открылась вторая часть масштабной экспозиции «Русские утопии». Выступая непосредственно внутри выставки, на фоне инсталляции Алексея Каллимы «Волшебная гора», изображающей уютный лесной уголок с поставленной на опушке палаткой, главный редактор журнала Дмитрий Кузьмин заявил, что необходимость диалога между искусствами ощущается в последнее время всё более настоятельно, и соположение в одном пространстве пластических и вербальных высказываний на сходные темы или со сходных позиций представляется закономерным и перспективным. Кроме того, применительно к данному случаю, утопическое мышление особенно близко журналу «Воздух», отстаивающему утопию мирного и плодотворного сосуществования разных художественных языков. Со стихами выступили два автора последнего номера журнала — Фёдор Сваровский и Андрей Тавров, читавшие по очереди, в режиме обмена стихотворениями. При всём несходстве двух поэтов в таком сочетании у обоих рельефнее выступала балладная основа, а в некоторых случаях возникали и тематические переклички. В целом же травестийные эпизоды из космических опер, представленные Сваровским, звучали решительным контрастом к мистериям Таврова, выбравшего в качестве ключевого символа Агасфера, странствующего по странам и эпохам с набором архетипов в арсенале, — и этот контраст хорошо отвечал наглядно демонстрируемой в рамках экспозиции идее о разноприродности и несонаправленности различных попыток искусства выйти за пределы привязанности к текущему моменту.
|