Воздух, 2016, №1

Дышать
Стихи

Искусство креольской кухни

Мария Вильковиская

Искусство креольской кухни

немолодая авторка пишущая на русском языке
посыпает голову перцем
крутит острую приправу по собственному рецепту
потом пробует
представить себе новое феминистское искусство
не похожее на искусство
и не новое (новое?)
бросает посередине из-за недостатка воображения
(то ли старость и какой-то ограничитель восприятия)
ещё эйджизм думает помешивая суп
из ошмётков всего что оказалось на грани вымирания в холодильнике
креольская кухня и мыслимые дискриминируемые группы
очень важно вычленить элемент больше всего высаживающий
десант злобы и раздражения
может просто красный октябрь с его нестабильностью
главное не бояться уняться
то есть бояться при этом не забывая выпрямляться и дышать глубоко
выдох тут намного важнее чем вдох
(ну и что что чеснок?)
обидно но в элитизме
могут обвинить вообще голословно
в надувании щёк надувательстве институций и прочих
противоправных действиях о которых
и не помышляла
что год семнадцатый нам готовит?
с другой стороны
если не отменят макароны в них будет что положить
каждому овощу своё время
и не все положительные героини доживают до двадцати семи
но при известной чуткости и упорстве
можно сочувствовать всем
«действовать» это
всё же нечто
совершенно иное
_________
немолодая авторка
тянется к пустой кастрюле


* * *

Пушкин целует Курмангазы
полными ганнибальскими губами
Курмангазы отзывается
тонкими плотно сжатыми обветренными в степях и по тюрьмам
предок ухмыляется
потомок негодует
кто же знал наперёд скрипит Курмангазы
что отпрыски ветви моей станут стяжателями
а ты думал писателями вторит ему А.С.
и продолжает тянуться
я не хочу быть лакмусом гнёт свою тему кюйши
только мускусом или самумом
Пушкин шепчет
ты и есть самум всемирной сети
и я не могу остановиться
чего уж бормочет Курмангазы
только не было в них в моё время столько злобы и алчности
и квартирный вопрос был неведом
Пушкин в центре золотого воображаемого квадрата
длит поцелуй
который теперь претендует на краткую вечность
кто акын?
где кюйши?
я помню судный день и чудное мгновенье...
а для потомков нет никакого «потом»


* * *

перевалили экватор года
спонсоры вечеринки бешбармак — Take Five — пиво светлое
вызывают тяжёлые сны с участием лидера нации и его ближайших наследников
уйди постылая из кошмаров моих и никогда не возвращайся
жирные голуби и горластые майны уcтраивают пляж среди мусора и выстиранных носков
людей без определённого места жительства
красные граффити как остатки цивилизации
брошенного воскресного города
в сердце Азии
борись с внутренним опустыниванием и не жалуйся на жару


* * *

Паша сказал Танк и увенчал инсталляцию крышечкой водрузив её
на положенную плашмя «чебурашку» от казахстанского перед входом в заведение
Нина сказала Слеза указывая на оплетённую бутылку
самогонки на баре
Андрей сказал Россия нелогично подведя итоги невнятной беседы
я думала Война еле ворочающимся языком


* * *

лёжа на полу после приготовления
новогоднего стола под две серии с лёгким паром
прислушиваюсь к разговору родителей
беседующих по скайпу
со своей далёкой подругой
которая уже много лет живёт в Чикаго
но на Рождество приехала к сыну в Прагу

они обсуждают (почему-то)
степень лояльности населения Чехии Путину

неплохо относятся даже хорошо особенно наше поколение
ведь война на Украине никому не нужна
бурчу надо говорить «в» а не «на»
никому не нужна война
разве что чёрненькому
подрываюсь с пола и кричу
что за чёрненький? кто такой этот чёрненький?
с удивлением хором
Обама!

спустя месяц Паша говорит
а ты сначала доживи
и у тебя будут свои чёрненькие
и беленькие тоже будут
если доживёшь
нечем крыть
сквозь зубы
а вот и не будут
не будут небудутнебудут
суки-сволочи-ненавижуэтустрану
какую такую страну думаю утром


* * *

например случается с тобой бэд-трип
неожиданно
и ты лезешь под душ
придумываешь три новых сюжета на тему
«я и мой новый пост-квир-феминизм»
(про то что борьба и активизм это круто
но есть ещё поле культуры и
базовые вещи которые прямо для всех-всех)
но не отпускает
и ты вылезаешь из ванны
потому что под душем одному уже пиздец как страшно
и пока вытираешься мохнатым полотенцем
придумываешь ещё один сюжет
про то как у тебя случается бэд-трип и ты лезешь под душ
а после пока вытираешься думаешь
как же мне плохо!
как же хочется чтобы стало лучше!
и представляешь что сейчас откроется в ванную комнату дверь
и на пороге окажется доверенное лицо
которое скажет тебе всё хорошо
с тобой всё хорошо
ты здоров красива относительно молод
полна сил всё необходимое под рукой ты прекрасна и благополучен
и ты силишься представить себе это лицо или сущность
и не можешь
нет вариантов
никто не подходит не входит
ни то ни пятое ни десница ни длань пришельца ни кибермозг ни нина симон
кто там? степь там
и тьма


* * *

эталонное ля с 1936 года равно 440 Гц согласно международной конвенции
раньше люди не воспринимали синий
старое Presto нынче просто Allegro ma non troppo
дёргаемся всё быстрее
на укороченных волнах
нервы всё тоньше
трепыхания чаще
пчёлы и тараканы мигрируют в другие измерения

синие строгие ангелы смерти
красные прыткие ангелы жизни
у каждого вида свой ограниченный органический цикл
свет-волна
волна-свет
и
корпускулярно-волновой дуализм
времени по-прежнему вдоволь
но его сметает информационный поток
и моль тщеты довершает дело
подтачивая разъедая образуя в нём
дырки воронки полости и лакуны
превращая в хрупкий скетелик его некогда эластичную материю

после смерти я хотела бы раствориться в тебе
и ещё немного поболтаться внутри
среди красных кровяных тельцов
прежде чем проникнуть в
глупое небытие
______
Мой педагог Михаил Шаевич Фрадкин коллекционировал скрипки. Старинные, мастеровые, оригиналы и копии. В его коллекции была скрипка с камертоном. Нужно было подуть в пуговку, чтобы извлечь ля, по которому невозможно было настраиваться. Вроде бы я непричастна, но ужасно утомляет.


* * *

                     Е. Т., Н. П., О. А.

вот и весь лес мой
не лес а так
лесополоса с забором из особняков
да три пруда заросших

вот и вся Москва моя
пятнадцать выставок да два воскресенья
не Москва даже а
несколько колец с движением внутри и снаружи

вот и вся Алмата моя
плюс двадцать вместо минус пяти
а всё равно
болеешь

вот и всё
небо моё
гарь облака и тина
поворот поворот и до́ма

в лесу моём нашлись мне подберёзовик подосиновик и боровик
в Москве люди люди добрые хорошие странные больные любимые
в Алмате семья тут тепло тут мама
небо а что небо
небо есть небо есть не







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service