Воздух, 2016, №1

Дышать
Стихи

Феноменология нежности

Жанна Сизова

                «не следует углублять в землю корневую шейку саженца...»

                               (техника посадки плодовых деревьев)

* нежность моя, корневая шейка
   невекового саженца —
   выпученная, выпяченная,
   задублённая царапиной кора —
   живо-живное, живе-живи-жива...

* вон тех, видите? — пригнувшихся в завязи баклажана —
   они полагают, что нежность и резкое имя Жанна
   несовместимы, что есть западня, подвох,
   лох и дурень тот, кто ещё раз об этом скажет.

* удельный вес нежности — 1Жа,
   что составляет 0,24 грамма.
   Если массу тела разделить на
   единицу нежности, то станет цифра,
   застенчивей веса плоти,
   не труслива весу души.
   Но живут и без нежности —
   обезнежены как обезножены,
   обезвожены, обездолены,
   им каково?
   Приголубить бы, заобнимать, занежить —
   всех до одного.

* Нежность выше любви и длиннее ласки,
   тоньше света, горних пород прочней.
   Народ низкорослый — тыкхи — знает исток её
   в магме вулкана, в дымоходе его печей.

* Словно оцепеневший город во время большой войны —
   вся планета висит в арматуре нежности,
   в мягкой охранной сети — защите
   от бомбоударной волны.

* Как оползни полимеров вытесняют тутовый шелкопряд —
   полк десептиконов, лисьим закрывшись черепом,
   целится в нежность мою, в её кашемир и шёлк.

* Эрос — хранитель нежности, ножны и кобура.
   Бдит и дозорит бережный цербер. В маковые поля
   выглянет нежность: можно? Эрос ответит: да.

* Вчера на «Крестовском острове»,
   питерской метростанции,
   оказалась я, чтобы взять комнатное растение,
   один стебелёк традесканции.
   Детские листья-руки, мелкий пушок на стебле,
   гребля матёрой жизни (династии саррацений,
   кланы монстер) до него ещё не дотянулась.
   Жалость моя заострилась в жало и сжалась
   от хлипкого карапета в пластиковом стаканчике —
   кривовато-субтильного, пыльного,
   не осевшего сваей тяжёлых орнаментов
   над романской розеткой, лепниной отплясывающей гавот —
   тебе не попасть туда, маленькая традесканция,
   знай, я отныне ревнитель твой,
   нежности апологет, донкихот.

* Запах нежности многосоставен.
   Так пахнут дынные семена под созревшей коркой
   в склизкой мякоти соковых перепонок;
   потово́й железы роса (не едко, но как-то
   возвещающе и одновременно робко);
   молочко ореха некрупного (может быть, горького миндаля).
   Вуаля, говоря коротко, нежности запах
   кроток, как запах волосяных луковиц на темени (на висках),
   и бесконечен, как апрельской земли родоносный опрелый пах.

* Время прямых изречений!
   Не эзопов трёхмерный стоглавый язык,
   не грунтовые паводки текста незримо-подземного,
   (витийную вязь возбраня) —
   час кулачных боёв, дето-отцовской бойни,
   где нежность — твоё оружие,
   нежность — твоя броня.

* Какие убранства украшают сегодня твоё жилище,
   что за плоды зреют в твоих садах?
   Нежность моя извлекает перечень
   малых радостей мирной жизни,
   еловой смолой прилепляет к памяти,
   топлёным пчелиным воском,
   клеем вечности марки «Момент».

* Нежность ходит, где хощет, и вид принимает невзрачный.
   Ап! — врежется мошкою в лоб,
   жуком-простачиной откинется на́ спину
   где-то поблизости,
   казалось бы, не задевая хитинно,
   да сгинет без стрекотания,
   пупырышки кожи гусиной оставив
   и цыпки,
   как после мороза...

* Знак предводителя хора — и флейты узорят разгулье.
   Пиршество, славя Дио́ниса, движется к холму богов:
   жертву нетленную смирно волочат рабы,
   девушки утварь несут и на блюдах тугой виноград,
   в шкурах козлиных копытствуют рядом сатиры.
   Секира могучих страстей неразборчива, но терпелива:
   нежность ещё не опознана,
   нежность прибудет сюда не иначе чрез тысячу лет.

* Трудно нежность найти, лучше бы и не искати.
   Глянешь в подпол картофельный — там корнеплоды шумят;
   лампу с цоколем вывернешь (спрятана, может, где свет?),
   длиннорукой лопатой копнёшь на усадьбе —
   воронка сквознёт на Ямале.
   Время глупо потратил, напрасно,
   а нежности и не узнал.

* Есть ли она среди тварных?
   Может, невидимо есть,
   чем бы её обнаружить:
   глазом третьим, надбровным,
   добавочным чувством девятым,
   усом тонким, невидным,
   гибкой антенною, высоковольтно свистящей?

* Нежность спрятана в хлебный мякиш, шарик хло́пка, малое семя льна.
   Мякиш скрыт в скорлупе ореха, ржавой гайке, внутри зерна.
   Земляной орех у лесной тетёрки, в стеклянной кукле, у помела,
   а гнездо тетёрки — на небоскрёбе, в шевелюре леса, в ядре земли.
   Небоскрёб упрятан в раскосый глаз.

   Тот увидит нежность, кто глаз раздвинет,
   небоскрёб узнает (ядро земли)
   и шагнёт к тетёрке (стеклянной кукле)
   в скорлупе ореха (внутри зерна),
   кто нащупает мякиш хлеба (шарик хлопка, малое семя льна).

   Только нежности — это вполне возможно —
   там не будет, совсем не будет,
   не окажется её там.
   Может, кто небоскрёб попутал (их сейчас как зубов у щуки),
   или был до тебя проворный — изловчась, он похитил нежность,
   держит нежность в консервной банке,
   как свиную тушёнку, в банке,
   иль тетёрка совсем не та.

* Н е ж н о с т ь - т р е у г о л ь н и к

   Вероятная форма нежности — треугольник,
   но не тот треугольник, где он, она и любовник,
   а треугольник пифагорейский — тот, что в основе мира.
   Лира (эстамп искусства) также суть треугольник.
   К вертикали стремится каждый насущный атом,
   по этой причине нежность не может явиться квадратом
   или кругом, в котором точки равноудалены от центра.
   Нежность подвижна, в единое время
   она есть и катет (почва), и гипотенуза (муза).

* Катят колёса ношу — нежности треугольник
   в сторону рынка, площади городской, агоры.
   Там, в высочайшей точке, плащ-пирамида, глыба,
   трёхсторонние рыбы с чешуёю формулы a2+b2,
   многоприцельные лучники пифагора.

* Н е ж н о с т ь   и   у г о л о в н ы й   к о д е к с

   Бойся дрожжей фарисейских,
   закваски предательской тёплой опары —
   пары́ отчужденья взойдутся, созреет картечь посевная.
   Плюшевы, складчаты рукопожатья нечаянной встречи,
   кто бы подумал, что пороха зёрна созрели
   в детской аптечке пластмассовой, передвижной?

   Медленно ступишь во внутренний дворик
   школы для мальчиков религиозной,
   школы на тихой окраине
   (ты очевидец, не можешь влиять на событья),
   вот мячик для регби — в нём мак посевной, подрывной
   (может, ещё отсыреет, успеет).
   Вынешь на ланче припасы для мышцы растущей —
   многажды раз бестревожный на вид, инвентарь.

* Н е ж н о с т ь   и   к в и е т и з м

   Сущее подбирается по-пластунски,
   щурится, скалится фиксой люминесцентной,
   нервным тиком лицевая мышца смеётся.

   За щекой сидит щенёнок, храбрый цуцик,
   белая ли крыска породы хаски,
   пьёт слюны ручей неразорённый,
   бессловесьем шёрстку промывая...

* Лето — истопник нежности,
   август — кочегар её и кузнец,
   выдуватель плодов золотых.
   Стеклодувец рубиновый
   в дудку рябинову
   тыквы-планеты надышит,
   смарсианит фонариком
   для межсезоновой тьмищи —
   враз, когда осень нащурится
   и заострят холода.

* Август капельной дрожью покрылся и кличет детей зачинать:
   приготовлен живот, обогрет, зацелован, занежен.
   Зизи-зэ, зизи-за, зизи-зин —
   прострекочет кузнечик и крылья сведёт в балдахин.
   К маю вздрогнет столетие, кокон-гора расщемится,
   пустыни спадёт скорлупа,
   тонкий ус беззастенчиво куст обоймёт можжевелый,
   и нечаянно лапа-клешня перервёт провода поселений.
   Распрямится стрекозомладенец, на выдохе цепь разомкнёт
   и бобовые зёрна бессмертья, как шарик воздушный, надует,
   и запустит их в каждый квартал, материк, водоём,
   неопальное жало воткнёт в календарный оборвыш,
    и время пойдёт по-другому.

* К а к   П я т а я   с и м ф о н и я   В о л ь ф р а м а

   На тебя наступают, Вольфрам, — иди один
   до винтажной резьбы на грифе, стальных седин,
   оловянным полем, в плаще сметанном,
   след в приманку, небесну манну.
   Нюхом они за тобой, гурьбой. Челюсть клацкает
   скопом и вразнобой,
   гул и скрежет зубовный, гляди, какой —
   это Пятая, пяткой волочишь стон,
   время выгнет её, как радугу из око́н,
   время вынет её, как косточку из груди,
   никого не бойся, Вольфрам, иди.

* Нежность есть, и словно её нет.
   Ощутима на выдохе и не видна при вдохе,
   нежность апофатична. Нежность — это сосуд
   разновместильный,
   изредка нежность — иллюзия.

* А вот и грибница иллюзий —
   во влажном лесу умозрительном
   книжные кроны шумят,
   неумышленно сеют мицелия споры —
   внедорожником не продерёшься, куда занесло
   постранично.

* Осторожней с иллюзией,
   не укоряй её, не вызлобляй,
   она есть кидала, конечно, блазнила,
   но в скорби гремячей, кромешной
   и камень от гроба негромко откатит...

* Сомалийским пиратом, на атомной лодке подводной
   настигают иллюзии, в плен вероломно хватают.
   Во плену этом варварском сытно, тепло и опрятно,
   и ничто не тревожит, вот только запах один
   через море сквозит непонятный.
   Запах ржавости почвы — запы́ленной, волглой,
   запах крю́ка железного, запах чугунных ухватов —
   может, это сигнал к возвращенью, намёк на побег...

* Сорок тысяч иллюзий в горсти очевидности стынут,
   блёкнет алмазная стружка, а тронешь её — руки-ноги
   сведёт перепончатость, дикий раскос многоглазья,
   покров цветношерстья зави́хрит, швырнёт ненароком
   в безневестную степень снегов,
   в атмосферную плотность (за пазуху тихую, тайную),
   где суслик-сутулик расправит плечо горбуну,
   устремив его в не-одинокость, в не-лишнесть...







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service