Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
 
Журналы
TOP 10
Пыль Калиостро
Поэты Донецка
Из книги «Последнее лето Империи». Стихи
Стихи
Поезд. Стихи
Поэты Самары
Метафизика пыльных дней. Стихи
Кабы не холод. Стихи
Галина Крук. Женщины с просветлёнными лицами
ведьмынемы. Из романа


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Воздух

2015, №1-2 напечатать
  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  
Архив и мемориал
<Предисловие к публикации стихов Александра Альтшулера>

Василий Бородин

        Когда в рисовальном классе рисуют натурщицу, каждому рисовальщику она видна в своём ракурсе — так и поэты-современники, которые зачастую и поэты-друзья, не только говорят каждый о своей внутренней реальности, её ритме, архитектонике и эволюционных приключениях, но и находятся все неизбежно очень рядом, видят, каждый в своём ракурсе, реальность общую. Сам собой получается диалог запечатлений — и бескорыстно-самоотверженный, нацеленный на совместное понимание (ум хорошо, а два-три-четыре-пять), и подспудно соревновательный. Кому-то достаётся самый выгодный ракурс (когда сама жизнь придвигается совсем вплотную, и искусство оказывается чем-то насущным, заведомо непустым), у кого-то оказывается — при, может быть, большей отъединённости ото всего и всех, — самый острый глаз/ум. А кому-то — и ведь, чаще всего, это оказывается самым интересным, не устаревающим, в отличие от рекордов меткости, громкости и охвата, — кому-то удаётся жить и сочинять совершенно без самоосуществительного напряжения: не глядя с только-своей стороны на общую реальность, не надрываясь слишком на стройке общей картины мира — но как бы являясь этой картины мира частью и голосом.
        Стихи Александра Альтшулера (1938–2014), сверстника Алексея Хвостенко, друга Леонида Аронзона, Риты Пуришинской и Евгения Михнова-Войтенко, больше всего удивляют полной естественностью и «безнаказанностью» ви́дения тех трудновыразимых явлений (и связей между ними), навстречу которым его современники и друзья, прямо вслед за Хлебниковым и обэриутами, шли с гораздо бо́льшими дерзостью и внутренним риском, и сильней и быстрей уставали. Становится приблизительно понятно, откуда в обращённых к Альтшулеру стихотворениях Аронзона столько счастливой, совершенно необидной иронии: поэт-зритель-обдумыватель-мира смотрит на поэта-говорящую-часть-мира — и радуется буквально божественному комизму этой разноприродности. Так, в том числе, смотрит прячущаяся, печальная и граничащая с отчаянием серьёзность — на серьёзность внешнюю, за которой — ясная лёгкость. В стихотворениях же Альтшулера, обращённых к Аронзону, происходит воскрешение и совсем-овнешнение как бы са́мой сути и сердцевины аронзоновских стихов — большей беззащитности и любящей озадаченности всем на свете, чем можно вообще представить.
        


  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  

Продавцы Воздуха

Москва

Фаланстер
Малый Гнездниковский пер., д.12/27

Порядок слов
Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский»

Санкт-Петербург

Порядок слов
набережная реки Фонтанки, д.15

Свои книги
1-я линия В.О., д.42

Борей
Литейный пр., д.58

Россия

www.vavilon.ru/order

Заграница

www.esterum.com

interbok.se

Контактная информация

E-mail: info@vavilon.ru




Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service