Воздух, 2014, №4

Дальним ветром
Переводы

Из книги «Повторное изобретение человеческой руки»

Пол Вермирш (Paul Vermeersch)
Перевод с английского Кирилл Корчагин

Пейзаж Босха 2010

Обнаруженный при реконструкции
собора святого Иоанна, он изображает
шесть холмов, охваченных огнём,
отражения в глазах испуганных коней.
Дымится небо. За чертой города дымятся
деревья, их голые ветви как белые
руки просят воздуха, беспомощные.

Странные создания, причудливые химеры
спасаются от бедствия и наводняют площадь,
наводя ужас на жителей города. Отражения
пострадавших двоятся в зеркальной
башне — у них головы рыб и зайцев,
головы дроздов и сов — как аверс и реверс
монеты. У них в руках какие-то книги.

Существа с огромными ушами скользят на коньках,
кружатся вокруг разрушенной деревянной церкви,
играют на арфах, сделанных из раковин моллюсков,
и бросают золотые ключи в смоляную реку.
Это притча о пороке, — говорят исследователи, —
предостережение человечеству. Невежество, —
говорят они, — вот что такое ад земной.

Огни невежества, говорит Босх, говорят они, —
сжигают всё вокруг, и дым от пожаров
покрывает порок. И всё же они не могут
объяснить, что обозначают лемуры,
оседлавшие коней, или кабаны в синих
родстерах Эльдорадо, или откуда взялся
нож в руке мраморного Чарльза Дарвина.

Их ставит в тупик человек в боксёрских перчатках,
на лице которого различимы загадочные татуировки.
Их смущают окружённые ореолом святые и ангелы,
отрывающие панели от фюзеляжа космического
шаттла, стремительно несущегося к земле.
Священники и критики смотрят в изумлении,
и пламя пейзажа отражается в их в глазах.


На фотографии человеческой сетчатки

изображён испещрённый прожилками багряный диск похожий на пряди
испанского мха под оранжевой тропической луной или на поверхность
планеты, усеянной тлеющими вулканами, где бушуют расщеплённые
рубиновые молнии. Но всё это можно увидеть только в здоровом глазу.
Макулярная дистрофия напоминает чёрные пузыри, растворяющие центр
этой вселенной, в то время как глаукома постепенно разъедает периферию
и проникает внутрь, пожирая всё, так что уже невозможно увидеть
что-либо, кроме маленького отверстия, сквозь которое видно только то, что
находится перед вашим медленно исчезающим носом. Едва ли кто-нибудь
хочет ослепнуть. Даже когда умирают, хотят, чтобы глаза продолжали
видеть. Хотят верить, что последнее — не важно, пугает оно или
успокаивает, — невероятно прекрасное — то, с чем предстоит столкнуться
в этой бесценной внезапно окончившейся жизни, будет зафиксировано,
обретёт бессмертие подобно кадру из фильма. Хотят смерти, которая
наступает как быстрый щелчок затвора фотоаппарата. А что остаётся?
Лицо подлинного убийцы на фоне на огромной оранжевой луны
или лица близких, затерянных на планете, сотрясаемой огненными штормами.


Повторное изобретение человеческой руки

Спустя десять лет после того, как
фурии плохой видимости и облачной
кары поддели призрачными
пальцами хромированный
бампер её внедорожника
и, перевернув его, протащили
вдоль по деревенской дороге,
процесс почти завершился.

Повторное изобретение человеческой руки
требует времени. Провалившиеся попытки:
разветвлённая трость, собачья пасть, обезьянья лапа.
Вместо них электронные субституты нервов,
имплантированные под кожу, освободившие
принцессу, на десятилетие запертую в костяной
башне из-за того, что золотая коса её спинного
мозга была отрезана у основания.

Но теперь мы видим, как её пальцы
держат стакан и подносят его
к губам. Это утоляет далеко не только
жажду и говорит далеко не только
о неловкой борьбе тела за выживание.
Это простое, почти животное (в сравнении
с прочими) желание — желание
убрать прядь волос с лица,

желание поймать падающий нож
или написать собственное имя,
желание почувствовать пальцами кожу
и вспомнить, как реагирует тело
на импульсы мозга. Природа большинства
желаний теперь полностью очевидна —
передвигать безжизненные вещи мира,
ведь они не могут двигаться сами.


Сириус — собачья звезда

               Лайке

Орбита этого спутника
к полюсу стянута привязью.

Города отсюда напоминают псориаз,
проплешины на животе.

Меня, беспородную суку,
забрали с улиц Москвы.

Теперь я вижу горные цепи,
текстуру сосков напряжённых.

И ниже границы лесов — одни деревья.
Как наполненный блохами мех.

Всё это голубая сетчатка
прекрасной лайки.

Всё это
лишь шар.

Русские возведут мне статую,
и я буду для них королевой.

Отсюда я смогу уничтожить их всех
силою одного лишь взгляда.







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service