Воздух, 2012, №1-2

Глубоко вдохнуть
Автор номера

Урок точкам

Гали-Дана Зингер

...когда великие туши с приткою молниею несносные для всякого шувствительного серса...

И. А. Крылов. Урок дочкам. Явление девятое.

Не могу, совершенно не могу!

Ibid. Явление пятнадцатое.

Не понимаю, не разумею, не чувствую!

Ibid.

I


смерть так тебе себя положит
за всё недолгое терпенье
литой калошей неделимой
на лужу, насморк и со-пенье
наградой

смерть так тебя тебе положит
на лоб и на затылок разом
преградой непреодолимой
и неразборчивою фразой
«как сиры, наги»

смерть так тебя себе положит
на грудь и не звездой, а стразом
и на подложные бумаги
посмотрит мельком
ей несложно

...............
...........
......
.

                                                                                          



осенний день проходит быстро
но осень движется по кругу
в другом саду сияют астры
и аспидистры замирают
на подоконниках широких
в предзимних комнатах и кухнях
и яблоко щекой упругой
настойчиво ждёт поцелуя
гнилую же так долго прячет
что целое наполовину
беззлобная земля всосала
оно ж о том ни сном, ни духом
смерть так тебя с тобой помножит
ты не просила об отсрочке
смотри, вот месяц вынул ножик
год затянул свою удавку
поставив всяко лычко в строчку
век в поддавки с тобой играет

вся недолга, а смерть не рада.
смерть так себе, на ладан дышит
смерть так к тебе неровно дышит
ты промолчи, она не слышит
безлобое настало небо
эйухнем в воздухе витает
ещё не раз перезимуем
там где зима такая осень

смерть так тебе сама поможет


...............
...........
......
.

                                                                                          


я хотела переменить пластинку
остановить шарманку
вернуть неправильный прикус
сохранить привкус слёз на языке
лил дождь
как сверить дождь и слёзы
чтобы это не было ни гиперболой ни литотой
это очень просто
сейчас объясню
как сладкое и солёное
я хотела промолчать
да только промокла


...............
...........
......
.

                                                                                          


эти слова я написала чтобы прочитать слово литота
оно осталось от предидущего стихотворенья
я отказываюсь писать ы в слове предидущий
место ы в словах язык зыко жызня
слово литота теперь можно прочитать трижды
кажется теперь я свободна


...............
...........
......
.

                                                                                          


кажется я поспешила
пора проколоть себе ухо шилом
у косяка того дома в котором служила
служу и видимо буду
не столько мыть сколько бить посуду
и обмывать простуду
в рабстве в котором сама посуди
так и останусь я не по суду
если с ума не сойду

...............
...........
......
.

                                                                                          


непо непо я повторяю и повторяю
возможно я собиралась сказать непостижно
или непостижимо
редактор предлагает на выбор депо небо него немо
но я не могу выбрать
непонятно
как мне отказаться
от трёх возможностей
ради четвёртой
я держу все четыре во рту как булавки
и боюсь проглотить все четыре
если б вложить одно в другое
депо могло бы вместить немало
склад, скоп, запас, хранилище, сохранница, бережница
но небо больше него
и немо
бывает больше а иногда меньше
как тут разобраться
такая нелепость

...............
...........
......
.

                                                                                          


вот! я вспомнила слово непостоянство
своё непостоянство

иерусалимский трамвай уже не догонишь
воробьи расклёвывают булку
булка расклёвывает воробьёв
выбирай
булки расклевали воробья
воробей улетел
шахматная партия завершилась
клетки на столе почти что стёрлись
твой ход

...............
...........
......
.

                                                                                          


поезда и трамваи всегда отзовутся
на свист
с площади Восстания

я назову тебя улицей Ступеней
по имени ступеней, что на этой улице
я назову тебя улицей Восхождений
в честь таблички на угловом доме
не забывай:
у меня нет никого кроме
я назову тебя улицей

здесь
разговаривала с котами
ходила
Умная Эльза
теперь здесь ходят два ты
и с ними разговаривают коты
умны донельзя

...............
...........
......
.

                                                                                          


неужели этой нотой
неустойчивой и чёрной
остановится жёрнов?

зёрна недомолота
смерть сама собой просеет
по золе по росе и

по свежему дёрну
и подёрнет кисейкой
золотою дремоты


...............
...........
......
.

                                                                                          



крылья мельниц
и бездельниц
и правнучку мучника
очнись
скажут крылья ночниц
оглушительным стрепетом
да только начни
перечислять
под свет ночника
и пропала
из точки в точку проляжет тропа
точно из дощатого туалета
до этого лета
точно из тридесятого царства

                

 

 

 

 

 

 


до тридевятого государства
точно из языка в безъязыкое
тире точка точка
доо-ми-ки
я в домике!
кричат дед и прадед
а ты куда?
доо-ми-ре
доо-ре-ми
я в дрёме
сейчас проснусь
сейчас
сию
минуту


...............
...........
......
.

                                                                                          


неужели рифмоплёта
снотворный размер
скомкают
мукомольные лопасти
слепят мячик из мякиша
в полёте слопают
в ослепительной
сини силе соли сыпи
или сбросят вниз
в очко щелястой уборной
в бурое месиво
дрожжевой закваскою?

очнись. не выспалась?
стихотворное кончилось.
качни этой ночи камень
начни тошнотворное.
кружится? не беда, это жёрнов
вращается?  ничего, это во́роны
давит? это давнее
сухие ягоды тёрна
в прах растереть
старается
чтобы прадед
наощупь
узнал беспризорные сны

...............
...........
......
.

                                                                                          



(Ну как не порадеть родному человечку?
тут чёрту — мельница, а богу — свечка
а мельнику — заблудшая овечка
от пастуха)

                

(Ну как не продеть бога-
тея в и́глу у́ха?
зачем приходил, человече?
ещё не вечен,
но уже пустил духа
на полдник да на вечерю)


...............
...........
......
.

                                                                                          


пенал фанерный опрокинется
накроется медным тазом
под медным купоросом
под ярь-медянкой дёрна
навзничь ляжет
искупать своё школьное прошлое
пока ничьим не окажется

пока не вострубит валторна
в ответ на теологические вопросы

а потом по всей поднебесной
начнётся такое порно
ведь мёртвым оно,
вы знаете,
мёртвым оно бесспорно
пристало.


...............
...........
......
.

                                                                                          

 

облако талое серое
небо мытое голое
скелеты человека сборные

шары белые млечные
клочья ваты между рамами
время настоящее прошедшее

тоска грязная грифельная
доска чёрная грифельная
в меловых разводах

                

1 шт.
1 шт.
много

много
много
мало

1 шт.
1 шт.
много

 

...............
...........
......
.

                                                                                          


разная бывает ода
инвентаризация разительна
результаты инвентаризации
вот что мы однажды восславим

вот они у нас как на ладони
слово как тут лишнее
кактус каркаса расцветает поздней агонией
рыбьими косточками щетинится
перламутровыми пуговицами смотрит
чёрно-каряя вишня диплопода разворачивается и уползает
мысли о пользе сворачиваются в козьи ножки
как-то их раскурят, огнеупорные?

...............
...........
......
.

                                                                                          



воплощаем сексуальные фантазии
в новом мире сквозном и иллюзорном
три мудреца в узком тазе
узорные вдвое сложенные ремни
водонапорные башни
поэма в экстазе
зона Персефоны
зёрна Персефоны
 перси...
нет, об этом ни-ни
разве что когда будем одни
но с этим будет непросто

                

всё будет прозрачным даже броня и
короста
всё будет открытым даже то, что
захочешь закрыть
чёрт нас дёрнул могилы разрыть
три чудака в одном корыте
вы о чуде молили?
теперь от него не уплыть вам

...............
...........
......
.

                                                                                          


эта косточка луз
что не тонет в огне
и в воде не горит
её мельник не смелет
и молот её не сомнёт
мы не смеем молчать
мы сорвали молчанья печать —
её жаркий сургуч заклеймил
нам и пасть, и запястья
знаком верностей, дружб и напастей

птичья гузка, орех-филиберт и трёхстворчатый клапан
валентинка в конверте
этот образ нам больше не мил
мы соврём вам, а вы нам поверьте


...............
...........
......
.

                                                                                          


мы едва лишь восстали
и сразу почуяли гнёт
этот груз непомерный
он всякого долу пригнёт
эта целая жисть, что иному даётся не раз
будто кактус из стали
восходит
и будто живой дикобраз
выпускает рой стрел
и мишенью становится всяк
кто на чистом глазу
верит: жизнь не пустяк
а раз так
а раз
так
значит каждый герой
попадает впросак
значит каждый простак
и в него попадает рой стрел
и он сам попадает
не в рай
потому что смотрел
и не видел
что это не враль
а такая же цель
по которой ведётся пальба
и портки-то с дырой.
и голу́ба-душа
как горбушка покрыта пушком
незаметным сперва
но с уже неизбежным душком.
отражённая цвель
по-любому
всегда голуба
как зеркальный наш тир
где мы целимся неисцелимы
в жестяные фигурки себя
где хоть в яблочко, хоть в молоко
всё равно пролетаем мы мимо
налегке нелегко

...............
...........
......
.

                                                                                          


II. РАСПИСАНИЕ УРОКОВ


ПРОГУЛ УРОКА ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ

зелёные воздухи льнут к углам и углятам.
льняные — глобус облекают
и реки обрекают речь.
лекалом облака заклятым
так заклинают: клином клин
и леденец петуший клянчат.
заклинило: и клён, и кочет
и душ свежёванные туши
все пятипалые.
беречь
мы этот красный не умеем
и потому оброчим алый
и конопатим щели рыжим
убитой дедушкой лопаты.
той дедушки всегда навалом.
и даже если даже выжил
как зайчик выбегая серый
из окон коконов и комнат
охотников всегда найдётся
клопа размазывать по стенке.

вот только воздухи прильнули
лёд лён холодным полотенцем
на медный глоб и толоконный
и все оттенки стали белым.

———

куда бы мне прилечь
спрашивает свет
куда бы голову склонить
больную
а цвет ему в ответ
протягивает красную нить
разветвлённую как системы
венечных артерий
подвенечных обетов
височных вен
уходящих в темень

———

отсутствующий Ф
не наблюдался и замечен не был
но всё же состоял
и состоялся
как систола
Ф, где же ты? —
желает знать ловец

———

отсутствующий игрек
игрец на дуде и сеятель прогресса
англофил и засахаренная фиалка
одной левой извлекает
мораль
другой левой сбывает её в сераль
жёлтые воздухи клеятся к третьей
лиловые воздухи жмутся в заклетье
синие обхватывают запястье
все уже в сборе
амнон-и-фамарь
иван-да-марья
мать-и-мачеха
совет-да-любовь


ПОДЪЁМ ПО БУДИЛЬНИКУ

розовый обмылок утра
ускользнул
от моего внимания
выскользнул изо рта
и упал на пол
доброе утро, филомела

у кого утроба
а у кого утрата
ау ау
не выспишься
не разберёшься
перлы учительской мудрости
перлы материнской науки
первый урок
не опоздай


УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ

в первый раз человек говорит своё имя.
во второй раз человек говорит своё имя.
в пятый раз человек говорит своё имя.
в сотый раз человек говорит своё имя.
и в стопятый раз человек говорит своё имя.
а потом забывает своё имя.
в первый раз человек говорит чужое имя.
во второй раз человек говорит чужое имя.
в пятый раз человек говорит чужое имя.
в сотый раз человек говорит чужое имя.
и в стопятый раз человек говорит чужое имя.
в стодесятый раз человек говорит своё чужое имя.
в стоодиннадцатый раз человек говорит чужое своё имя
и надолго надолго умолкает.


УРОК ПРАВОПИСАНИЯ

когда погода чувствует себя правой
ученица чувствует себя левой
черница чувствует себя левой
чернильница чувствует себя левой
учительница чувствует себя левой

тогда погода чувствует себя правой
ученица чувствует себя левой
чернильница чувствует себя левой
черница чувствует себя левой
учительница чувствует себя левой

никогда погода не чувствует себя левой
ученица не чувствует себя правой
чернильница не чувствует себя правой
черница не чувствует себя правой
учительница не чувствует себя правой

всегда погода чувствует себя правой
учительница чувствует себя левой
ученица чувствует себя левой
черница чувствует себя левой
чернильница чувствует себя левой

но ты никогда себя не чувствуешь
учительницей
черницей
погодой
чернильницей
ученицей
правой
ты не чувствуешь себя
помни


УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ

я не хочу называть фамилий
но пусть тебе станет стыдно
пусть тебе будет стыдно
ты ты и ты
постыдитесь

ты ты и ты стоят стыдятся
стыдиться-то в общем-то не стыдно
стою себе тихо так за партой
тоска
доска
физическая карта


УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ

засыпаю под звуки дождя и просыпаюсь
просыпаю звуки дождя мимо подушки
просыпаю звуки дождя мимо чашки
рассыпаю звуки дождя на пол
подтираю звуки дождя на половицах
половинкой бритвы подрезаю буквы
З, В, У и К в тетради
в косую линейку
заплетаю косу
ухожу в школу


УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ

достижение совершенного молока
в треугольных пакетах
возможно

достижение совершенного молока
в треугольных пакетах
невозможно

в срезанном уголке
сливки


УРОК ПРАВОПИСАНИЯ

ребята, ребята, черница поспела
ребята, ребята, цевница умолкла
ребята, ребята, царица уснула
ребята, ребята, айда, перемена


УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ

когда ты, наконец, вспомнишь, что пришла в комнату для
прозвенит звонок
когда ты, наконец, вспомнишь, что пришла в комнату для
вызовут к доске
когда ты, наконец, вспомнишь, что пришла в комнату для
вызовут мать
когда ты, наконец, вспомнишь, что пришла в комнату для
поставят в угол
когда ты, наконец, вспомнишь, что пришла в комнату для
поставят пять
когда ты, наконец, вспомнишь, что пришла в комнату для
выгонят из класса


УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ

чёрный фартук
чёрный фартук
чёрный фартук
чёрный фартук
чёрный фартук
чёрный фартук
красный галстук
красный галстук
красный галстук
красный галстук
красный галстук
красный галстук


УРОК ПРАВОПИСАНИЯ

чёрные окна
чёрный фартук
чернила
ничто не черно
как должно
черничные окна с сизой поволокой
чернильные пятна с рыжим отливом
синие только синие чернила
непреложно


УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ

в первый раз человек говорит своё имя.
во второй раз человек говорит своё имя.
в третий раз человек становится ими.


УРОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

стёкла только кажутся прозрачными \ сквозными
даже если пройдёшь насквозь
ничего не увидишь

свет сыграл с тобой скверную шутку
предложил опереться
протянул руку
пригласил в оперетку

все направили на вас монокли
от тысячи разнонаправленных дыханий
они запотели и намокли
все вас лорнировали
будто бы вы были пустое место
вы были пустое место
святое тилитесто
вы были прозрачны \ вас просквозило
стёкла только кажутся прозрачными \ сквозными


УРОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ II

спой мне песню, как синица
спой мне, иволга, песню
пой, ласточка, пой
тихо
пустынную песню
жизни моей
за морем
дай


УРОК ПЕНИЯ

вот эта птица караоке
она неголосом своим
машинным голосам чужим
насмешливая подражает

чужинным голосом своим
машинным голосом моим
уроков корки подбирает
и крохи те перевирает
чужая всем себе чужая
и только на себя в обиде

ей угрожает ничего
она его в упор не видит
а надвигается авто
и птица в тот же миг взлетает

(ей быть не птицею а стаей
оравой каре-чёрно-оких
оравших а! до слепоты)

а надвигается
и сроки
уже приблизились
она же
на дне асфальтовом тпруа

(её фонетика язвит
ей будто автор прописал
от афт спасаться
детским словом)

под поволокою перловой
видны одне вершины гор

ей вторят  шины и мотор
она же только повторяет
один невидимый мотив:
отдохнёши! ты!


МЕДПУНКТ

глядя на просвет
различаешь цветущие культи просвещения
мазок
посев
микрофлора
тусклый полусквозистый фарфор без поливы
окна белёные до половины
освобождение
от физической культуры


УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

кажется это всегда об одном и том же
свободном
обидном
обоюдном
обоюдоостром
троюродном
окно дверь комната остров
несколько плохо поддающихся определению состояний
много растений
дно придонные травы
определённые погодные условия
степени освещённости
проницаемости
усталости
тёмные ступени
углы лестницы страницы
уличное движение выживший из ума городской транспорт
бесконечные сборы в дорогу
лестничные пролёты
осветительные приборы
матовые шары фонари гирлянды
коса прямой пробор ко́сы
иногда яблоко иногда молоко вода воздух
облако шаги тени
горло миндалины гланды
дождь собаки воро́ны 
слова́ гроза ливень
деревья деревья дерево
воробьи
из времён года зима осень лето
из времён суток преимущественно ночь вечер день утро
руки

и снова сад палисадник парки
кладбища клумбы грядки рабатки
проходные дворы подъезды арки
дворы колодцы во дворах колодцы
запахи чистой писчей бумаги в столе
старых книг сырости плесени бензина хлорки
цветущего лавра хлеба сдобы
всего цветущего гари огарков
нефтяные разводы в лужах
соль под ногами
на морозе горбушка городской булки
и все переулки и закоулки
и отзвук шагов в подворотне
и снежный скрип под ногами
и скрип полозьев
заколки невидимки круглые чёрные резинки
стёртые карандашные резинки
кажется я могла бы продолжать бесконечно
кажется это всегда об одном и том же
руки пальцы ногти
под ногтями траур
ладони запястья
крокодильи пасти алоэ
динозавр каланхоэ
алое знамя в красном уголке
сухое потрескивание ламп
глухое свечение побелки
плохое поведение на уроке труда
заклинившая шпонка
посоленный яблочный компот
подгоревшие сканцы
шёпот по рядам
традесканции в кашпо
широкий подоконник
тихое время года диктант


ОСТАВЛЕНА ПОСЛЕ УРОКОВ

что это был за час так тих так тихонравен
когда ты диктовало нам
страницу за страницей
не равен неровён неровен
не час года́ века́ секунды
прошли как странницы столицей
бочком бочком уставясь в пол
вполглаза искоса уставясь
переиначив весь устав
ты утверждало полномочья
безвременья
окно во двор
окно вор вод
они стекали по стеклу
их водворяли в изолятор
чтоб не вода были а капли
а слёзный бисер и стеклярус


ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

то, что недочитано под партой
никогда не дочитать на перемене
голубая стрела
выпущена в воздух
бесцельно
так и вы, дети, — не говорит учительница вера
георгиевна, —

никогда не вернётесь
так по крайности отвернитесь
от


ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ II

читать: стендаль «о любви»
под книгой отто юльевича шмидта
лучше прикрытия не придумать
с тех пор не расстаётся
с «царством растений и минералов»

читать: «дорога уходит в даль»
«дорога уходит в даль»
«дорога уходит в даль»
пока не запомнишь:
 «дорога уходит в даль»

[даль: хмарево
даль: охмуряющая
стройка заслонившая горизонт
сойка обронившая перо
на полупрозрачный зонтик неба
будущее настоящее]

читать: книги для девочек:
«повесть о рыжей девочке»
«девочки, книга для вас!»
«путешествия скотта»
«шлиман» жзл

«слово о словах»
успенского (льва)
скотта (вальтера)
и про «нефритовый жезл»

«мальчик мотл»
«тевье-молочник»
и по слогам
слово «шлимазл»

как
чи
тать


ПОСЛЕУРОКОВ

когда оно настанет
когда оно наступит
на ногу
и отдавит
любимые мозоли
освободится время
освободится пространство
ты ты и ты
распылятся
призрачным аэрозолем
по горам иудейским
тебя и тебя не станет
и тебе легко будет деться
из тех мест где стынет стонет
чьё-то чужое детство
по-на подзольном слое
алые и золотые
вспыхнут шутихи алоэ
тихо вытянут тыи
два я одичавших от грома
петард и громады неба
надейся на это надейся
найдётся снадобье злое
от всякой нуды и напасти
здесь где столетники хором
скалят зелёные пасти
к ним послеуроков тянет подслеповатую руку
в руке прозрачные сласти
и невзрачный гостинец: грифель, точилка, ластик


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

объяснения это живность мелкая подвижная и наче
ртанная
пишешь буквы и объясняешь
вроде ничего не меняешь
только нияешь
фижмы это
пассатижи это
книжные слова это
ниять это
буквы на языке
буквы под языком
перекатываются
и это отступает
на шаг
другой
третий
бледнеет
сияет
и в ниянии исчезает

объясни мне это чувство вины откуда
я научилась ему волевым усилием
осознала в этой четырёхбуквенной комнате
я заперта надолго в темноте воинственной
воинствующей это чувство войны причуда
трёх измерений глубины глубины безвременья
помните оно спускается сверху как панбархатная революция
и накрывает с головой
помните там в коридоре была улица а в школе был меловой карьер
на вешалке куцее пальтецо в столовой столы и сутулья
запанибрата с учительницей живописания
утрата лица пугает только юнца
говорит и показывает диапроектор
учебные диапозитивы по предмету 'изобразительное искусство'


НЕОБЪЯСНИМЫЕ ЗАПИСКИ

I

ты засыпаешь, правда?
и я уже сплю.
и я почти уже сплю.
и я почти.
а в деревьях начинает засыпать стоя
отсюда и даже безотносительно
почему-то не будет вертикаль
свободно и не стал говорить
у него вообще был уникум и рис
ты засыпаешь, правда?
всмотрись
всмотрись
в это утро
оно уже навсегда

ты спишь?спи
спишь?спи
спишь?спи
спеши
спать
не спеши
проснуться
ещё успеешь

свободно и не стал говорить
слова́
слова говорили
сами
за себя
никто не вкладывал
в них смысл
они были абсолютно свободны
от смысла


II

и в пыльном воздухе гирлянды треугольных флажков на ветру
и в пленном воздухе гирлянды треугольных флажков на ветру
и в пепельном воздухе гирлянды треугольных флажков на безветрии
и в сером воздухе гирлянды треугольных флажков на ветру
и в серном воздухе гирлянды треугольных флажков на безветрии
и в сорном воздухе гирлянды треугольных флажков на безветрии


III. ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ









Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service