Ничего не поделаешь
в ритуальных одеждах в облаке предписаний запретов
не коснувшись ни одного из табуированных предметов
не вкусивши нечистого они закончили дни
когда солнце ходило с запада куда ему было угодно
луна вращалась а звёзды парили свободно
и деревья с корней сбивались от беготни
когда бородатый космос в царской короне
на грубо сколоченном табурете сидел как на троне
и сдувал галактики ладонь поднося ко рту
когда тёмные рыбы пешком по волнам ходили
а люди искали истину и представьте себе находили
и истина была белой как кораблик в морском порту
теперь всё не так все погрузились в пучину
ужасных бедствий владыки берут не по чину
солнце знает стороны света реки вошли в берега
истина отшвартовалась и капитан на мостике
танцует что твоя креветка на мускулистом хвостике
и барашки овечки дружно ощипывают луга
что же делать им каждую мысль сверявшим
по огромной и сложной книге на́ душу грех не взявшим
людям в чёрном среди людей в жёлтом и голубом
не говоря уже о сиреневом синем алом
всё уже свершилось и дело осталось за малым
прошибить высокую стену высоким лбом
Для Бога это легко
Зимою Ребе ломал сосульки, вставлял их в подсвечники, и тогда
всю ночь освещали комнаты свечи из льда.
В нетопленой бане Ребе молился, и сразу в котле нагревалась вода.
Ребе так говорил: если молитва твоя горяча,
то воду согреет, и лёд будет гореть, как свеча!
Надевая старый костюм, ребе молился, и лапсердак
становился как новый, и сидел на плечах так,
как будто его перешил Абрам — лучший портной
во всём Бердичеве, — так был хорош покрой.
Как-то спросил ученик: Ребе, неужто и шагу ступить
ты не можешь без Бога? Свечку в лавке купить,
перешить костюм, баньку себе протопить?
Мы и сами могли бы дров тебе наколоть,
почему ты решил, что тебе прислуживать должен Господь?
Попроси Его о спасении неизлечимо больных,
о возведении Храма, о чудесах иных,
например, чтобы Он воедино собрал народ.
Вот увидишь — ты попросишь, и тотчас Он соберёт!
И ответил Ребе: грешно просить Всевышнего делать дела,
которые наша община сделать бы не смогла.
А баньку себе протопить и вправду я сам бы смог.
Тем более для меня это сделает Бог!
Сердце подобно гнезду птицы
Сказано — будешь притчею в их устах.
Сказано — будешь посмешищем в их глазах.
Сказано — и сердце твоё будет подобно
гнезду птицы, в котором кричат птенцы,
но птица не спешит их утешить.
Сказано — сомнение и страх — суть имена
этих птенцов.
Сказано, что у Единого слово и дело неразделимы,
как милосердие и суровость.
Сказано — сделано, сказано — сделано.
Но вот, ты отдышался, теперь можешь
встать и идти. Ты уверен, что я смогу?
Я уверен — сможешь.
И старик поднимается с большого камня,
сворачивает подстеленную газету,
отряхивает пальто
и идёт вдоль пустынного песчаного берега
тёмной холодной реки,
просто идёт вдоль берега.
И ещё было сказано
пустота в человеке
не ёмкость
которую можно заполнить
человек замкнут
если не сокрушён
и ещё было сказано
не тронь небытие
оно умеет
постоять за себя
Стадо чёрных овец
Ребе сказал: чтобы заснуть, люди считают овец,
но лучше б они считали собственные дела —
что велел и что запретил творить Небесный Отец.
Плохое дело — черна овца, доброе дело — бела.
Пусть сосчитанные сбиваются в отару на пёстром лугу,
пусть щиплют травку и озираются по сторонам.
Ибо волки гордости, зубами щёлкая на бегу,
расхищают белых овечек на горе нам.
Хватают за горло, ломают хребты и тащат прочь.
А между тем за горой огонь заката потух.
Сгущается вечная ночь, и стадо черно, как ночь,
и ты во главе в геенну идёшь, негодный пастух.
Бежать, но с оглядкой
Сказано: истинное богатство приходит к тому еврею,
кто бежит от богатства, не стараясь бежать как можно быстрее.
А если бедняк бежит, не оглядываясь, со всех ног,
пусть не жалуется, что мешок с деньгами угнаться за ним не смог.
Сказано: истинная слава приходит к тому хасиду,
кто убегает от славы, но бежит не только для виду,
а кто бежит медленно, с оглядкой, с хитрым умом,
того слава обгонит и скроется за холмом.
Сказано, знание приходит к тому мудрецу,
который помнит, что бегать мудрецу не к лицу.
Тело и душа ангела
Кто может, да не поможет, — создаёт тело ангела без души.
Кто желает помочь, но не может, — бестелесную душу ангела создаёт.
Все сыны Израилевы по-своему хороши —
вот, не потрачены даже ломаные гроши,
но ангел рождён, имеет душу и тело. Он пустился в полёт!
И подумать только — никто никому не помог!
Нищий дать не способен, богач — только берёт.
Но ангел родился! И в эту минуту Бог
свою благодать изливает на весь народ.
Да, сказал ребе Зюся, богач остался грешником до сих пор,
но ангел родился! И мы благодарность ему воспоём!
Ребе Зюся упрям. Попробуй вступить с ним в спор:
хоть криком кричи, а он горячится, настаивает на своём.
Алеф, бет, вав, гимел
Вот какую историю мне рассказали: В
Святой Земле жил ремесленник, который не знал ни одной
молитвы, по слабости памяти. Но, начиная от «алеф»,
помнил все буквы в прямом и обратном порядке. Перед Стеной
плача, накрыв голову талесом, он читал алфавит,
раскачиваясь и причитая, как псалмопевец Давид.
Ремесленник говорил: я буквы возношу к небесам.
А как из букв слова составить, Всевышний догадается сам.
И Всевышний, да будет благословен, херувимам изрек:
вот всем молитвам молитва! Лучшей не слышал Я!
Последовательность алфавита подобна течению рек,
орошающих рощи и зеленеющие поля.
А слова Я и вправду сам составить смогу
не хуже, чем человек, что на себя смелость берёт
разговаривать с Богом. Я никогда не лгу.
А человек даже в молитве нет-нет, да и соврёт.
Что он хочет этим сказать?
Ребе Пинхус несёт на старых плечах
дугу с колокольчиком-дар-валдая. Слышится перезвон.
Солнце сияет. Блестит колокольчик в его лучах.
Хасиды смотрят на ребе со всех сторон.
Что хочет своим поступком сказать мудрец?
Что народ в телегу Закона как ломовик запряжён?
Что но́шу свою к Всевышнему, будь Он благословен, донесёт наконец,
в окружении правил, как Соломон в окружении жён?
Или главное — колокольчик, который звенит под дугой?
Если мудрец молчит, то пусть медь говорит!
Пусть колокольчик создал народ другой,
праведник сможет чуждый язык превратить в иврит.
Или главное — солнце, которое светит с небес,
освещающее дорогу и тех, кто идёт по ней,
или для праведника вещи теряют вес?
Солнцу — видней, а Богу — ещё видней.
А в общем-то, ребе идёт на рынок, чтобы продать
дугу с колокольчиком — ибо мерин его издох.
Но даже этим он смог хасидам молча урок преподать.
И все решили, что этот урок неплох.
Могло бы случиться и так
жил бы я в семнадцатом веке вздыхая
о том что Машиах медлит оставляя нас среди гоим
в августовскую жару не снимал бы лапсердака и малахая
наслаждался бы еженедельно субботним покоем
хоронил бы детей вздыхая а жена молодая
провожала бы их в землю со слезами и воем
и при виде меня доставал бы пан шляхетную плётку
а пани смеялась бы как я бегу прикрывая рукой затылок
и казак богдана резал бы нас в охотку
и жида и ляха а другие глазели бы и не скрывали ухмылок
а потом в девятнадцатом веке в корчме подавал бы водку
страшную мутную из квадратных штофов-бутылок
в общем был бы правильным жидом со скрипочкой и козою
проводил бы склоняясь над Книгою лучшие годы
и когда бы ко мне приблизилась смерть с косою
я бы в землю лёг, и вздохнули б легко народы
и катились бы кости мои в святую землю и шла бы душа босою
потому что для наших останков прорыты подземные ходы
потому что написано сказано и предписано если
в первый раз не получится будем жить во второй и в третий
но хорошо было бы если б в святой земле мы воскресли
и не пришлось бы блуждать агасферу среди земель и столетий
и Господь бы сказал встань как муж препояши чресла
я буду спрашивать ты отвечай ни восклицаний ни междометий
и я бы ответил всё случилось как надо и двери райского сада
открылись бы и жена была бы скамеечкой под моими ногами
и дворец царя соломона был бы прекрасен с фасада
и мы воздевали бы руки в праздничном шуме и гаме
в то время как на земле исчадия ада
шли бы строем и топтали наш прах сапогами