Ничего не поделаешьв ритуальных одеждах в облаке предписаний запретов не коснувшись ни одного из табуированных предметов не вкусивши нечистого они закончили дни когда солнце ходило с запада куда ему было угодно луна вращалась а звёзды парили свободно и деревья с корней сбивались от беготни когда бородатый космос в царской короне на грубо сколоченном табурете сидел как на троне и сдувал галактики ладонь поднося ко рту когда тёмные рыбы пешком по волнам ходили а люди искали истину и представьте себе находили и истина была белой как кораблик в морском порту теперь всё не так все погрузились в пучину ужасных бедствий владыки берут не по чину солнце знает стороны света реки вошли в берега истина отшвартовалась и капитан на мостике танцует что твоя креветка на мускулистом хвостике и барашки овечки дружно ощипывают луга что же делать им каждую мысль сверявшим по огромной и сложной книге на́ душу грех не взявшим людям в чёрном среди людей в жёлтом и голубом не говоря уже о сиреневом синем алом всё уже свершилось и дело осталось за малым прошибить высокую стену высоким лбом Для Бога это легко
Зимою Ребе ломал сосульки, вставлял их в подсвечники, и тогда всю ночь освещали комнаты свечи из льда. В нетопленой бане Ребе молился, и сразу в котле нагревалась вода. Ребе так говорил: если молитва твоя горяча, то воду согреет, и лёд будет гореть, как свеча! Надевая старый костюм, ребе молился, и лапсердак становился как новый, и сидел на плечах так, как будто его перешил Абрам — лучший портной во всём Бердичеве, — так был хорош покрой. Как-то спросил ученик: Ребе, неужто и шагу ступить ты не можешь без Бога? Свечку в лавке купить, перешить костюм, баньку себе протопить? Мы и сами могли бы дров тебе наколоть, почему ты решил, что тебе прислуживать должен Господь? Попроси Его о спасении неизлечимо больных, о возведении Храма, о чудесах иных, например, чтобы Он воедино собрал народ. Вот увидишь — ты попросишь, и тотчас Он соберёт! И ответил Ребе: грешно просить Всевышнего делать дела, которые наша община сделать бы не смогла. А баньку себе протопить и вправду я сам бы смог. Тем более для меня это сделает Бог! Сердце подобно гнезду птицы
Сказано — будешь притчею в их устах. Сказано — будешь посмешищем в их глазах. Сказано — и сердце твоё будет подобно гнезду птицы, в котором кричат птенцы, но птица не спешит их утешить. Сказано — сомнение и страх — суть имена этих птенцов. Сказано, что у Единого слово и дело неразделимы, как милосердие и суровость. Сказано — сделано, сказано — сделано. Но вот, ты отдышался, теперь можешь встать и идти. Ты уверен, что я смогу? Я уверен — сможешь. И старик поднимается с большого камня, сворачивает подстеленную газету, отряхивает пальто и идёт вдоль пустынного песчаного берега тёмной холодной реки, просто идёт вдоль берега. И ещё было сказано
пустота в человеке не ёмкость которую можно заполнить человек замкнут если не сокрушён и ещё было сказано не тронь небытие оно умеет постоять за себя Стадо чёрных овец
Ребе сказал: чтобы заснуть, люди считают овец, но лучше б они считали собственные дела — что велел и что запретил творить Небесный Отец. Плохое дело — черна овца, доброе дело — бела. Пусть сосчитанные сбиваются в отару на пёстром лугу, пусть щиплют травку и озираются по сторонам. Ибо волки гордости, зубами щёлкая на бегу, расхищают белых овечек на горе нам. Хватают за горло, ломают хребты и тащат прочь. А между тем за горой огонь заката потух. Сгущается вечная ночь, и стадо черно, как ночь, и ты во главе в геенну идёшь, негодный пастух. Бежать, но с оглядкой
Сказано: истинное богатство приходит к тому еврею, кто бежит от богатства, не стараясь бежать как можно быстрее. А если бедняк бежит, не оглядываясь, со всех ног, пусть не жалуется, что мешок с деньгами угнаться за ним не смог. Сказано: истинная слава приходит к тому хасиду, кто убегает от славы, но бежит не только для виду, а кто бежит медленно, с оглядкой, с хитрым умом, того слава обгонит и скроется за холмом. Сказано, знание приходит к тому мудрецу, который помнит, что бегать мудрецу не к лицу. Тело и душа ангела
Кто может, да не поможет, — создаёт тело ангела без души. Кто желает помочь, но не может, — бестелесную душу ангела создаёт. Все сыны Израилевы по-своему хороши — вот, не потрачены даже ломаные гроши, но ангел рождён, имеет душу и тело. Он пустился в полёт! И подумать только — никто никому не помог! Нищий дать не способен, богач — только берёт. Но ангел родился! И в эту минуту Бог свою благодать изливает на весь народ. Да, сказал ребе Зюся, богач остался грешником до сих пор, но ангел родился! И мы благодарность ему воспоём! Ребе Зюся упрям. Попробуй вступить с ним в спор: хоть криком кричи, а он горячится, настаивает на своём. Алеф, бет, вав, гимел
Вот какую историю мне рассказали: В Святой Земле жил ремесленник, который не знал ни одной молитвы, по слабости памяти. Но, начиная от «алеф», помнил все буквы в прямом и обратном порядке. Перед Стеной плача, накрыв голову талесом, он читал алфавит, раскачиваясь и причитая, как псалмопевец Давид. Ремесленник говорил: я буквы возношу к небесам. А как из букв слова составить, Всевышний догадается сам. И Всевышний, да будет благословен, херувимам изрек: вот всем молитвам молитва! Лучшей не слышал Я! Последовательность алфавита подобна течению рек, орошающих рощи и зеленеющие поля. А слова Я и вправду сам составить смогу не хуже, чем человек, что на себя смелость берёт разговаривать с Богом. Я никогда не лгу. А человек даже в молитве нет-нет, да и соврёт. Что он хочет этим сказать?
Ребе Пинхус несёт на старых плечах дугу с колокольчиком-дар-валдая. Слышится перезвон. Солнце сияет. Блестит колокольчик в его лучах. Хасиды смотрят на ребе со всех сторон. Что хочет своим поступком сказать мудрец? Что народ в телегу Закона как ломовик запряжён? Что но́шу свою к Всевышнему, будь Он благословен, донесёт наконец, в окружении правил, как Соломон в окружении жён? Или главное — колокольчик, который звенит под дугой? Если мудрец молчит, то пусть медь говорит! Пусть колокольчик создал народ другой, праведник сможет чуждый язык превратить в иврит. Или главное — солнце, которое светит с небес, освещающее дорогу и тех, кто идёт по ней, или для праведника вещи теряют вес? Солнцу — видней, а Богу — ещё видней. А в общем-то, ребе идёт на рынок, чтобы продать дугу с колокольчиком — ибо мерин его издох. Но даже этим он смог хасидам молча урок преподать. И все решили, что этот урок неплох. Могло бы случиться и так
жил бы я в семнадцатом веке вздыхая о том что Машиах медлит оставляя нас среди гоим в августовскую жару не снимал бы лапсердака и малахая наслаждался бы еженедельно субботним покоем хоронил бы детей вздыхая а жена молодая провожала бы их в землю со слезами и воем и при виде меня доставал бы пан шляхетную плётку а пани смеялась бы как я бегу прикрывая рукой затылок и казак богдана резал бы нас в охотку и жида и ляха а другие глазели бы и не скрывали ухмылок а потом в девятнадцатом веке в корчме подавал бы водку страшную мутную из квадратных штофов-бутылок в общем был бы правильным жидом со скрипочкой и козою проводил бы склоняясь над Книгою лучшие годы и когда бы ко мне приблизилась смерть с косою я бы в землю лёг, и вздохнули б легко народы и катились бы кости мои в святую землю и шла бы душа босою потому что для наших останков прорыты подземные ходы потому что написано сказано и предписано если в первый раз не получится будем жить во второй и в третий но хорошо было бы если б в святой земле мы воскресли и не пришлось бы блуждать агасферу среди земель и столетий и Господь бы сказал встань как муж препояши чресла я буду спрашивать ты отвечай ни восклицаний ни междометий и я бы ответил всё случилось как надо и двери райского сада открылись бы и жена была бы скамеечкой под моими ногами и дворец царя соломона был бы прекрасен с фасада и мы воздевали бы руки в праздничном шуме и гаме в то время как на земле исчадия ада шли бы строем и топтали наш прах сапогами
|